В 1961 году ОЭСР организовала конференцию по человеческому капиталу, которая сделала образование центром разработки политики во всем мире (ОЭСР 1962, Шульц 1961). В 2017 году ОЭСР и Лондонская школа экономики (ЛШЭ) проводили конференцию по субъективному благополучию, которая, положила начало еще одной революции – где политика, наконец, была нацелена на то, что действительно важно: счастье людей.
Как однажды сказал Томас Джефферсон: «Забота о человеческой жизни и счастье… является единственной законной целью хорошего правительства». Но для разработки политики нужны цифры. Человеческий капитал начал расти, как только люди осознали его высокую норму прибыли. Благосостояние будет расти только тогда, когда у политиков будут цифры, которые подскажут им, как любое изменение политики повлияет на измеренное благосостояние людей и какой ценой.
Ключевые детерминанты благополучия
Первым шагом является четкое и единое описание того, как в настоящее время определяется благополучие. Одним из ключевых вопросов является принятие единого определения благополучия. Правильным определением, на наш взгляд, должна быть удовлетворенность жизнью: «Насколько в целом вы удовлетворены своей жизнью в настоящее время?», измеряемая по шкале от 0 до 10 (от «крайне неудовлетворен» до «крайне удовлетворен»). Это глубоко демократическая концепция, поскольку она позволяет людям оценивать свое собственное благосостояние, а не заставлять политиков решать, что для них более важно, а что менее важно.
Более того, политикам эта концепция нравится – и им это тоже должно понравиться. Работа нашей группы на Лондонской фондовой бирже показывает, что на европейских выборах, начиная с 1970 года, удовлетворенность жизнью людей является лучшим предиктором переизбрания правительства – гораздо более важным, чем экономический рост, безработица или инфляция (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Факторы, объясняющие существующую долю голосов правительства
Примечания: данные Евробарометра об удовлетворенности жизнью и стандартные данные выборов для большинства европейских стран с 1970-х годов.
Источник: Уорд (2015).
Итак, задача состоит в том, чтобы объяснить, как все различные факторы влияют на нашу удовлетворенность жизнью, введя их все одновременно в одно уравнение. Конечно, есть непосредственные влияния (наша текущая ситуация), но есть и более отдаленные, уходящие корнями в наше детство, учебу и семейное прошлое. На рисунке 1 представлена стилизованная версия того, как определяется наша удовлетворенность жизнью во взрослом возрасте.
Рисунок 1. Детерминанты удовлетворенности жизнью во взрослом возрасте
Мы можем начать с непосредственных причин, как показано в Таблице 2. Первый столбец показывает, насколько различные факторы могут объяснить широкий разброс удовлетворенности жизнью среди населения. Как можно видеть, все важные факторы неэкономические (есть ли у кого-то партнерские отношения и особенно насколько он здоров). Частный коэффициент корреляции по доходам равен 0,09, что означает, что менее 1% дисперсии удовлетворенности жизнью объясняется неравенством доходов.
Таблица 2. Объяснение различий в удовлетворенности жизнью и несчастье среди взрослых
(частные коэффициенты корреляции)
Примечания: Данные в основном взяты из Британского панельного обследования домохозяйств (BHPS) с использованием объединенных перекрестных сечений. Результат отсутствия преступности получен в результате Британского когортного исследования с использованием данных об арестах в возрасте до 34 лет. Результат психического здоровья получен в результате перекрестного анализа динамики домохозяйств, доходов и труда в Австралии (HILDA) и Системы наблюдения за поведенческими факторами риска США. (BRFSS), которые дают очень похожие результаты.
Очевидный вопрос: будут ли экономические факторы играть большую роль, если мы сосредоточимся только на тех, кто наименее счастлив (нижние 10% населения с точки зрения удовлетворенности жизнью)? Мы исследуем это во втором столбце таблицы 2, которая объясняет, есть ли у кого-то такая же низкая удовлетворенность жизнью, как у самых бедных 10% населения. Результаты почти такие же, как и раньше.
Страдания, вызванные психическим заболеванием
Когда мы спрашиваем, что отличает «Отверженных» от остальных, самой большой отличительной чертой (при прочих равных условиях) является не бедность и безработица, а психическое заболевание. И это объясняет больше страданий в обществе, чем физические болезни.
На самом деле интересно спросить: «Если бы мы хотели сократить число бедняков, какое изменение имело бы наибольший эффект?» Об этом говорится в Таблице 3: если бы мы могли искоренить депрессию и тревогу, это уменьшило бы страдания настолько, насколько если бы мы могли искоренить всю бедность, безработицу и худшие физические заболевания.
Таблица 3. Что в наибольшей степени могло бы снизить долю бедствующих людей (при прочих равных условиях)?
Примечания: Данные в основном получены из BHPS, за исключением депрессии. Итого бедность составляет 10 процентных пунктов.
За исключением бедности, мы, конечно, не можем полностью отменить ни одну из этих вещей, но мы можем сократить их все на грани – и за определенную цену. Таким образом, в Таблице 4 очень грубо оценены средние затраты на сокращение числа несчастных на одного человека с помощью различных мер политики.
Таблица 4. Средние затраты на сокращение численности бедных на одного человека
Как показано в Таблице 4, сокращение бедности требует денег, но самая дешевая из четырех мер – лечение депрессии и тревожных расстройств. Вот почему Центр экономической эффективности Лондонской школы экономики принял участие в двух крупных инициативах в области психического здоровья.
С 2008 года Национальная служба здравоохранения Великобритании разработала общенациональную службу с разными местными названиями, но известную под общим названием «Улучшение доступа к психологической терапии» (IAPT). В настоящее время в рамках этой программы ежегодно проходят лечение более полумиллиона человек с депрессией или тревожными расстройствами, 50% из которых выздоравливают во время лечения. Мы считаем, что из-за обратного финансового потока это фактически ничего не стоит правительству, поэтому стоимость, показанная в Таблице 4, является преувеличением (Layard and Clark 2014).
Кроме того, мы должны попытаться предотвратить психические заболевания до того, как они возникнут, поэтому вторая инициатива носит профилактический характер – четырехлетняя учебная программа под названием «Здоровый разум», один урок в неделю. Это также требует очень низких затрат, поскольку дети уже тратят час в неделю на уроки жизненных навыков неизвестной, но, вероятно, низкой эффективности.
Развитие детей и удовлетворенность жизнью взрослых
Важность профилактики станет еще более очевидной, если мы вернемся к диаграмме жизненного пути, с которой мы начали, и попытаемся спрогнозировать удовлетворенность жизнью взрослого человека на ранних этапах жизни человека, на основании его детского развития – его академической квалификации, его поведения в 16 лет и его эмоционального состояния. здоровье в 16 лет. На рисунке 2 показаны соответствующие частные коэффициенты корреляции.
Лучшим показателем удовлетворенности жизнью взрослого человека является его эмоциональное здоровье в детстве. Как, черт возьми, так много политиков пришли к убеждению, что квалификация является главным и конечным звеном – «в интересах ребенка»?
Рисунок 2. Как на удовлетворенность жизнью взрослых влияют различные аспекты их детского развития (частные коэффициенты корреляции)
Примечания: данные Британского когортного исследования. Интеллектуальная работоспособность является высшей квалификацией. Поведение в 16 лет по рассказам матери и эмоциональное здоровье в 16 лет по рассказам матери и ребенка.
Что влияет на эмоциональное здоровье детей
Последним шагом в нашей книге является объяснение этих результатов у детей с использованием данных продольного исследования родителей и детей Avon (ALSPAC), в ходе которого были опрошены дети, родившиеся в городе Бристоль и его окрестностях в 1991/92 году. Это показано в Таблице 5.
Академическая успеваемость – это результат, на котором сосредоточено большинство существующих исследований, и на нее сильно влияет семейный доход. Но эмоциональное здоровье ребенка — лучший показатель благополучия ребенка, а также (как мы видели) важнейший фактор, определяющий благополучие будущего взрослого. На это в некоторой степени влияет также доход семьи, но прежде всего психическое здоровье матери. То же самое относится и к поведению ребенка, которое также влияет на благополучие многих других людей.
Таблица 5. Влияние различных факторов на результаты детей в 5, 11 и 16 лет (в среднем)
(данные ALSPAC, частные коэффициенты корреляции)
А как насчет влияния школ? В 1960-х годах отчет Коулмана в США показал, что родители значат больше, чем школы. С тех пор ситуация изменилась. Наши данные убедительно подтверждают важность отдельной школы и отдельного учителя. Это в равной степени относится и к успеваемости учеников, и к их счастью.
Итак, на рисунке 3 мы смотрим на эмоциональное благополучие детей в 16 лет и показываем, как оно объясняется. Верхняя полоса показывает совокупный эффект всех наблюдаемых семейных факторов (рассматриваемых как одна взвешенная переменная). Следующий столбец показывает устойчивый эффект начальной школы, в которой учился ребенок (опять же одна совокупность фиктивных переменных), а последний — эффект средних школ. Школы действительно имеют значение.
Рисунок 3. Как семья и обучение влияют на эмоциональное благополучие ребенка в 16 лет (данные ALSPAC)
Доход и счастье
Давайте закончим с щекотливым вопросом дохода. Как мы видели, неравенство доходов объясняет очень небольшую часть (менее 2% в любой стране) разницы в удовлетворенности жизнью. Однако влияние логарифмического дохода четко определено и одинаково во всех странах. Поэтому можно было бы ожидать, что экономический рост приведет к значительному увеличению удовлетворенности жизнью. Но во многих странах этого не происходит – так называемый «парадокс Истерлина» (Истерлин, 1974). Для наших четырех стран это показано на рисунке 4.
Наш анализ дает этому объяснение. Люди со временем адаптируются к более высокому уровню доходов, но, что гораздо важнее, они также сравнивают свой собственный доход с доходом своих сверстников. Используя BHPS, мы обнаруживаем, что удовлетворенность жизнью (0–10) предсказывается главным образом доходом человека по сравнению с доходом других людей его группы сверстников, определяемым возрастом, полом и регионом. То же самое происходит в Австралии и Германии.
Рисунок 4. Средний доход и благосостояние с течением времени
Примечания: Данные Великобритании/BHPS; Германия/Социально-экономическая группа (SOEP); Австралия/ХИЛЬДА; США/Общее социальное исследование.
Счастье и анализ политики
Наконец-то карта счастья становится более ясной и пригодной для политического анализа. Теперь нам нужны тысячи хорошо контролируемых испытаний конкретных стратегий, из которых мы можем получить оценки воздействия на удовлетворенность жизнью в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Затем мы можем сравнить эти выгоды с чистой стоимостью политики. Оптимальное сочетание наверняка будет сильно отличаться от того, которое мы имеем сейчас.