Морозовы — старообрядческий род купцов и крупных промышленников России. Список богатейших предпринимателей России (1914), составленный журналом Форбс, помещает их на пятую позицию.
Основатель династии Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин помещика села Зуева Богородского уезда Московской губернии Николая Гавриловича Рюмина, положил основание Никольской хлопчатобумажной мануфактуре «С. Морозова сын и Ко». У него было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела:
- Захаровичи (Богородско-Глуховская мануфактура)
- Абрамовичи (Тверская мануфактура)
- Викуловичи (мануфактура в местечке Никольском)
- Тимофеевичи (Никольская мануфактура)
Савва Васильевич Морозов занимался строительством новых фабрик и расширением уже существующих. Скупал земли. Он закупал оборудование в Англии и наладил выпуск в России хлопчатобумажных тканей. Для развития его Никольской мануфактуры не хватало транспортных коммуникаций. Тогда Морозовы в 1857 году начали вести переписку, в которой просили, чтобы линия Московско-Нижегородской железной дороги шла мимо Орехово-Зуево, а не через Павловский Посад, как планировалось ранее и о чем просили фабриканты, которые там жили. Управление железных дорог в свою очередь выдвигает ряд условий фабрикантам, которые предусматривают бесплатную уступку земли и определенное финансирование. На каких точно условиях произошла сделка не известно, но Морозовы все-таки смогли добиться своего. Так, в Орехово-Зуево были построены две морозовские мануфактуры – Саввы Морозова и Викулы Морозова и Тверская и Богородская мануфактуры. В 1870-1880-х годах были учреждены паевое «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова и К» и «Товарищество мануфактур Викулы Морозов с сыновьями в местечке Никольском». Известен как минимум один спор между Морозовыми, связанный с их предприятиями. Когда Викула Морозов решил учредить Товарищество мануфактур, его дяде Тимофею Саввичу не понравилось использование в названии «Никольской мануфактуры», потому что подобное название уже существовало у его предприятия и это могло привести к путанице у покупателей. Спор был решен в пользу Викулы Елисеевича Морозова.
Морозовы прославились меценатством и коллекционированием: Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич — музей кустарного искусства, Савва Тимофеевич способствовал созданию МХТ, Дягилевским сезонам и проч.
В описании эволюции русского купца-промышленника, данного Фёдором Ивановичем Шаляпиным, по мнению исследователя русского коллекционирования, можно увидеть и черты Морозовых:
А то ещё российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать своё благополучие будущего купца или промышленника в самой Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продаёт пирожки… весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами… Мёрзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везёт в Москву Матисса. А мы, просвещённые… и гнусаво-критически говорим: «Самодур»… А самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву. (Фёдор Иванович Шаляпин. «Маска и душа»)