Рыночная экономика — система, основанная на принципах свободы бизнеса, разновидности форм собственности и конкурентного ценообразования.
Ключевыми субъектами системы являются продавец и покупатель. При рыночной экономике государство только минимально вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов.
Например, в России устанавливают предельные цены на социально значимую продукцию. Равновесия в ценах не достигается, однако так население получает социальную защиту от необоснованного завышения цен на повседневные товары и лекарства.
В рыночной экономике цены формируются на основе баланса спроса и предложения. При этом между продавцами существует свободная конкуренция.
Продавец и покупатель ищут наибольшую выгоду для себя. Первый устанавливает выгодную цену на свои товары и услуги, при которой сможет продать или предоставить нужный объем. Покупатель стремится приобрести желаемый объем продукции по минимально возможной цене.
Страны с рыночной экономикой делятся на две группы:
С развитой рыночной экономикой. К ней относят Германию, США и Японию.
С формирующейся рыночной экономикой. К ней относят Бразилию, ЮАР.
Признаки рыночной экономики
К основным чертам рыночной экономики относят:
Многообразие форм собственности: муниципальная, государственная, частная и так далее. Главенствующая роль относится к частной собственности. В этом случае движимым и недвижимым имуществом могут владеть и распоряжаться физические и юридические лица.
Свобода предпринимательской деятельности. Бизнес направлен на создание материальных благ. Предприниматели производят товары и оказывают услуги для извлечения прибыли. При этом они всегда учитывают риски того, что их товары и услуги могут оказаться невостребованными.
Чтобы получить статус предпринимателя, необходимо пройти государственную регистрацию. В России для начала предпринимательской деятельности необходимо зарегистрировать юрлицо, получить статус индивидуального предпринимателя, создать товарищество или крестьянско-фермерское хозяйство.
Свободное ценообразование. Стоимость своих товаров и услуг продавцы определяют самостоятельно, ориентируясь на текущие спрос и предложения. Если спрос на продукцию растет, вместе с ним поднимается и цена, и наоборот: падает спрос, вместе с ним и цена. Иногда удается достичь равновесной цены, когда между спросом и предложением формируется баланс.
Конкуренция — борьба производителей за покупателей. Выигрывает тот, кто улучшил потребительские свойства товаров, снизил их стоимость и работает над популярностью своей продукции.
Конкуренция бывает добросовестной, то есть соответствует законодательству, и недобросовестной, когда конкуренция нарушает законы. Последняя может повлечь за собой уголовную или административную ответственность.
Минимальное государственное участие. Это не связано с объемом государственной собственности, а значит, что государственное регулирование и вмешательство на рынке минимально.
Функции рыночной экономики
Функция посредничества. Рыночная экономика является связующим звеном между производителями и покупателями продуктов и услуг.
Функция ценообразования — взаимодействие между производителями и покупателями определяет стоимость продукции и работ. Наблюдается тенденция к достижению равновесной цены.
Функция информирования — передает данные продавцам и покупателям о динамике цен.
Функция регулирования — стабилизирует объем производства, выполнения работ и оказания услуг за счет изменения цен. Если цена окажется ниже себестоимости товаров, предприниматель откажется от их производства.
Функция экономичности. Стоимость товаров и услуг привязана к текущим доходам покупателей. Если благосостояние потребителей падает, то изменяются условия и конъюнктура.
Функция оздоровления. Благодаря этой функции нерентабельные предприятия прекращают свою деятельность.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
К преимуществам рыночной экономики можно отнести:
Свободу покупателей и продавцов. Покупатель может отказаться от сделки, условия и стоимость которой его не устраивают.
Эффективное распределение ресурсов. Производится только необходимое потребителям количество товаров и услуг, в отличие от системы госплана.
Высокая адаптивность в изменяющихся условиях. Производство быстро откликается на нужды и интересы населения, политическую и экономическую ситуацию в стране.
Защита личной инициативы. Предприниматели работают свободно, а их собственность защищена законом.
К недостаткам рыночной экономики относят:
Отсутствие товаров и услуг только для некоторых групп общества. Если производство нерентабельно, его не будут производить, даже если товар будет полезен некоторым потребителям.
Безработица. Работник может оказаться невостребованным на производстве, которое стремится снизить издержки и расходы на сотрудников.
Неконтролируемая инфляция. Если государство не будет вмешиваться в формирование цен, появятся условия для их быстрого и необоснованного роста.
Неразвитые социальные лифты. У человека из малообеспеченной семьи мало шансов получить качественное образование и высокооплачиваемую работу.