Раньше я просыпался, натыкался на телефон и тут же терялся в потоке бессмысленных уведомлений. Эта цифровая дымка продолжалась в течение дня, не позволяя мне выполнять важные задачи. Я был рассеян, встревожен и неэффективен в качестве лидера. Я знал, что мне нужно измениться, но, похоже, не мог освободиться от поведения, которое удерживало меня в одном и том же цикле.
Эта проблема не является чем-то необычным. Руководители по всему миру каждый день переживают примерно один и тот же путь. Две основные проблемы разрушают нашу способность концентрироваться.
Во-первых, нас все больше отвлекают ненужные факторы, летящие на нас от различных подключенных устройств. Использование смартфонов и планшетов стремительно растет, и теперь мы используем цифровые медиа в среднем более 12 часов в день. Это состояние гиперсвязи не позволяет нам обрабатывать, перезаряжаться и перефокусироваться.
Во-вторых, мы чрезмерно полагаемся на встречи как на стандартную форму взаимодействия с другими людьми на работе. Исследования показывают, что мы проводим на собраниях от 35% до 55% нашего времени, а иногда и намного больше. Если мы хотим оставаться сосредоточенными на действительно значимой деятельности, что-то должно измениться.
Вы и ваш бизнес получите большую пользу, если сможете решить эти проблемы. Вы и все члены вашей команды получите больше удовольствия и добьетесь большего. Данные повторяют то, что подсказывает нам наш здравый смысл: нам нужно уделять больше времени себе, если мы хотим оставаться сосредоточенными и эффективными на работе. Эти пять ежедневных практик помогут.
Практикуйте осознанность. Самая большая ошибка, которую допускает большинство из нас, — это то, как мы начинаем день. Вы сразу же переворачиваетесь и начинаете проверять электронную почту на своем телефоне? Плохая идея, по мнению психолога из Стэнфорда Эммы Сеппяля, автора книги «Трек счастья». Как она сказала в интервью по электронной почте: «Постоянно задействуя нашу реакцию на стресс когда мы проверяем свои телефоны, мы, по иронии судьбы, ухудшаем те самые когнитивные способности, такие как память и внимание, в которых мы так отчаянно нуждаемся».
Итак, что нужно делать? Начните пробовать простую практику осознанности, когда просыпаетесь: от нескольких глубоких вдохов в тишине до медитации в течение 20 или 30 минут. Доктор Сеппяля объясняет, почему это так важно: «Медитация — это способ научить нервную систему успокаиваться, несмотря на стресс нашей повседневной жизни. Когда вы спокойнее, вы более эмоционально умны и принимаете более правильные решения». Неплохое начало дня.
Организуйте задачи. Еще одна распространенная ошибка — позволять другим людям заполнять ваш календарь, особенно по утрам. Вы должны убедиться, что у вас достаточно времени для выполнения сложных творческих задач. Как описал предприниматель, инвестор и соучредитель Y Combinator Пол Грэм в своей ставшей знаменитой статье 2009 года «Расписание создателя, расписание менеджера», «одна встреча может испортить весь день». Творческие задачи требуют выделенного времени, когда вы свежи, а не нескольких минут отвлечения между встречами. Нам всем нравится думать, что мы можем эффективно работать в режиме многозадачности, но исследования убедительно показывают, что мы с этим плохо справляемся.
Вместо того, чтобы изо всех сил стараться добиться того, что важно, вы можете воспользоваться естественными ритмами своего тела. Утром сосредоточьтесь на сложных творческих задачах; эти вещи, как правило, вы выполняете индивидуально или с 2–3 другими людьми. Перенесите все остальные встречи на вторую половину дня. Эти более простые, ориентированные на исполнение встречи с большими группами легче проводить.
Очиститесь. У вас на столе беспорядок? А как насчет рабочего стола вашего компьютера? Главный экран вашего смартфона? Эти области могут показаться незначительными в общей схеме вещей, но ваше окружение влияет на вашу производительность и качество работы, и мы только начинаем это понимать. Наведение порядка имеет большое значение, о чем свидетельствует ошеломительный успех книги Мари Кондо «Магия уборки, меняющая жизнь» . И это касается не только гражданских лиц. Когда (сейчас в отставке) адмирал «морских котиков» Уильям Макрейвен выступал с вступительной речью в Техасском университете в Остине в 2014 году, его самым важным советом было заправить постель.
Поддержание чистой рабочей среды, как физической, так и цифровой, имеет важное значение для вашей способности сохранять концентрацию. На работе сложите все в ящик. Создавайте папки на рабочем столе, чтобы избавиться от всех случайных файлов, и оставляйте на главном экране только самые важные 8–12 приложений. Отключите все ненужные уведомления (здесь советы для телефонов Android и для телефонов Apple ). Не позволяйте себе отвлекаться на весь этот беспорядок — вы будете оставаться сосредоточенным гораздо дольше.
Сокращение встреч. Сколько человек было на вашей последней встрече? Что еще более важно, сколько из них фактически участвовало в создании или реализации результатов этой встречи? Этот вопрос может показаться странным способом сохранить концентрацию, но бесчисленные исследования, начиная с исследования HBR 2015 года, показали преимущества небольших команд. Сосредоточенность и ответственность становятся более сложными, когда людей слишком много — и в результате люди молча смотрят в свои ноутбуки на протяжении всей встречи.
Сохраняйте буферы. Одной из причин, по которой столь многим людям трудно сохранять концентрацию, является отсутствие запаса. Вы не сможете быть на высоте, если будете бегать от встречи к встрече. Человеческому мозгу сложно в любое время переключать задачи и контексты, и эта способность ухудшается в течение дня. Для занятых руководителей это означает, что до 70% рабочего времени тратится впустую .
Если вы хотите избежать потери времени и выгорания, добавляйте буферное время между каждой встречей. Из каждых 45–60 минут, которые вы проводите на совещании, обязательно уделяйте 15 минут или больше на обработку, размышление и расстановку приоритетов. Это убережет вас от потери времени. Это также позволит избежать чувства выгорания, которое возникает у многих из нас в конце каждого долгого дня. И это должно быть легко продать другим вашим менеджерам: они только выиграют, если тоже примут эту тактику планирования.
Сосредоточиться на работе непросто, но возможно. Эти пять практических приемов помогут вам сосредоточиться на задаче, выполнить важные дела и получать больше удовольствия в течение дня.