Эстер — популярный менеджер небольшой команды. Добрая и уважительная, она чувствительна к нуждам других. Она умеет решать проблемы; она склонна рассматривать неудачи как возможности. Она всегда занята и является источником спокойствия для своих коллег. Ее руководитель считает, что ему повезло, что у него такой простой подчиненный, и часто хвалит Эстер за ее высокий уровень эмоционального интеллекта, или ЭИ. И Эстер действительно считает ЭИ одной из своих сильных сторон; она благодарна по крайней мере за одну вещь, над которой ей не нужно работать в рамках своего развития лидерства. Однако это странно: даже несмотря на свой позитивный настрой, Эстер начинает чувствовать себя застрявшей в своей карьере. Она просто не смогла продемонстрировать тот уровень производительности, который нужен ее компании. Вот и эмоциональный интеллект, начинает она думать.
Ловушка, в которую попала Эстер и ее менеджер, весьма распространена: они слишком узко определяют эмоциональный интеллект. Поскольку они сосредотачиваются только на общительности, чувствительности и привлекательности Эстер, им не хватает важных элементов эмоционального интеллекта, которые могли бы сделать ее более сильным и эффективным лидером. В недавней статье HBR подчеркиваются навыки, которых может не хватать такому доброму и позитивному менеджеру, как Эстер: способность доставлять сотрудникам сложную обратную связь, смелость взъерошивать перья и добиваться перемен, креативность, чтобы мыслить нестандартно. Но эти пробелы не являются результатом эмоционального интеллекта Эстер; они просто свидетельствуют о том, что ее навыки ЭИ неравномерны. В модели эмоционального интеллекта и совершенства лидерства, которую мы разработали за 30 лет изучения сильных сторон выдающихся лидеров, мы обнаружили, что наличие хорошо сбалансированного набора конкретных способностей эмоционального интеллекта фактически готовит лидера именно к таким трудным задачам.
Существует множество моделей эмоционального интеллекта, каждая из которых обладает собственным набором способностей; в популярном жаргоне их часто объединяют как «EQ». Мы предпочитаем «ЭИ», который мы определяем как включающий четыре области: самосознание, самоуправление, социальное сознание и управление отношениями. В каждый домен входят двенадцать компетенций EI, изученных и обучаемых способностей, которые позволяют добиться выдающихся результатов на работе или в качестве лидера. К ним относятся области, в которых Эстер явно сильна: сочувствие, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают в себя такие важные способности, как достижения, влияние, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Эти навыки требуют такого же взаимодействия с эмоциями, как и первый набор, и должны быть такой же частью приоритетов развития любого начинающего лидера.
Например, если бы Эстер умела управлять конфликтами, она умела бы давать людям неприятные отзывы. И если бы она была более склонна к влиянию, она бы хотела предоставить такую сложную обратную связь, чтобы направлять своих подчиненных и помогать им расти. Скажем, например, что у Эстер есть властный и резкий сверстник. Вместо того, чтобы сглаживать каждое взаимодействие, используя более широкий баланс навыков ЭИ, она могла бы напрямую поднять проблему со своим коллегой, опираясь на эмоциональный самоконтроль, чтобы сдерживать свою собственную реактивность, рассказывая ему, что именно не работает в его стиль. Вынесение на поверхность назревающих проблем лежит в основе управления конфликтами. Эстер также могла бы использовать стратегию влияния, чтобы объяснить своему коллеге, что она хочет, чтобы он добился успеха, и что, если он будет следить за тем, как его стиль влияет на окружающих, он поймет, как изменения помогут всем.
Точно так же, если бы Эстер развила свои вдохновляющие лидерские качества, она бы добилась большего успеха в проведении перемен. Лидер, обладающий такой силой, может сформулировать видение или миссию, которые эмоционально резонируют как с ним самим, так и с теми, кого он возглавляет, что является ключевым компонентом в формировании мотивации, необходимой для движения в новом направлении. Действительно, несколько исследований выявили сильную связь между ЭИ, движущей силой перемен и дальновидным лидерством.
Чтобы добиться успеха, лидерам необходимо найти баланс сильных сторон в наборе компетенций EI. Когда они это сделают, последуют отличные результаты в бизнесе.
Как определить, где ваш EI нуждается в улучшении, особенно если вы чувствуете, что в некоторых областях он силен?
Простое рассмотрение 12 компетенций в уме может дать вам представление о том, где вам может потребоваться некоторое развитие. Существует ряд формальных моделей ЭИ, и многие из них имеют собственные инструменты оценки. Выбирая инструмент, подумайте, насколько хорошо он предсказывает результаты лидерства. Некоторые оценивают то, как вы себя видите; они сильно коррелируют с личностными тестами, которые также задействуют «Я-схему» человека. Другие, например президент Йельского университета Питер Саловей и его коллеги, определяют ЭИ как способность; их тест MSCEIT (коммерчески доступный продукт) более тесно коррелирует с IQ, чем любой другой тест EI.
Мы рекомендуем комплексную оценку на 360 градусов, которая собирает как самооценку, так и мнение других, кто вас хорошо знает. Эта внешняя обратная связь особенно полезна для оценки всех областей ЭИ, включая самосознание (как вы узнаете, что не обладаете самосознанием?). Вы можете получить приблизительное представление о своих сильных и слабых сторонах, попросив тех, кто с вами работает, дать вам обратную связь. Чем больше людей вы спросите, тем лучшую картину вы получите.
Было обнаружено, что формальные оценки на 360 градусов, которые включают систематические анонимные наблюдения за вашим поведением со стороны людей, которые с вами работают, плохо коррелируют с IQ или личностью, но они являются лучшими предсказателями эффективности лидера, фактической эффективности бизнеса, вовлеченности. и удовлетворенность работой (и жизнью). В эту категорию попадает наша собственная модель и Опросник эмоциональных и социальных компетенций, или ESCI 360, коммерчески доступный тест, который мы разработали совместно с Korn Ferry Hay Group для оценки 12 EI-компетенций, которые основаны на том, как другие оценивают наблюдаемое поведение при оценке лидера. Исследования показывают, что чем больше разрыв между самооценкой лидера и тем, как его видят другие, тем меньше сильных сторон EI на самом деле демонстрирует лидер и тем хуже результаты бизнеса.
Эти оценки имеют решающее значение для полной оценки вашего ЭИ, но даже понимание того, что все эти 12 компетенций являются частью вашего эмоционального интеллекта, является важным первым шагом в решении проблем, в которых ваш ЭИ наиболее слаб. Коучинг – наиболее эффективный метод совершенствования в областях дефицита ЭИ. Поддержка эксперта во время ваших взлетов и падений, когда вы практикуете работу по-новому, неоценима.
Даже люди, обладающие очевидными лидерскими качествами, могут лучше понять те области эмоционального интеллекта, в которых нам есть куда расти. Не преуменьшайте свое развитие как лидера, полагая, что ЭИ — это умение быть милым и бодрым, или что ваш ЭИ идеален, если вы таковы, или, что еще хуже, предполагая, что ЭИ не может помочь вам преуспеть в вашей карьере.