Технологии уже давно считаются механизмом высвобождения ресурсов, предоставляющим нам лучший доступ к таким ресурсам, как информация, продукты питания и энергия. Однако часто упускают из виду то революционное влияние, которое технологии могут оказать на нашу способность создавать искусство.
Многие художники своими работами реагируют на ускоряющиеся изменения и быструю оцифровку мира. Новые художественные средства, такие как 3D-печать, виртуальная реальность и искусственный интеллект, предоставляют художникам беспрецедентные формы самовыражения. Многие также поддерживают появление интеллектуальных машин и используют симбиоз человека и машины для создания все более мощных произведений искусства. Фактически, достижения в области робототехники и искусственного интеллекта бросают вызов самому определению того, что значит быть художником: создание искусства больше не является исключительной прерогативой людей.
Революционные формы самовыражения
На стили и идентичность художников всегда влияла эпоха, в которой они живут. Сегодня технологии раздвигают границы творчества и чувственного опыта.
Некоторые художники используют цифровые инструменты, чтобы вовлечь зрителей в художественный опыт. Описанная как «новый художественный язык», картина Криса Милка «Предательство Святилища» является потрясающим примером цифрового искусства. Инсталляция использует проекции собственных тел участников для изучения творческого процесса с помощью цифровых птиц, что позволяет участникам взаимодействовать с работой и получить захватывающий опыт. Без участников произведение искусства является неполным.
Художник Эяль Гевер известен тем, что пишет алгоритмы «эпических событий», а затем печатает их на крупнейшем в мире 3D-принтере. Гевер считает, что с помощью кода и 3D-печати он сможет воплотить в жизнь скульптуры взрывов или водопадов, которые было бы непрактично создавать вручную.
Фактически, Гевер сотрудничает с НАСА и Made In Space в своем последнем проекте #Laugh , чтобы создать визуализацию человеческого смеха. Эта революционная инсталляция будет напечатана на 3D-принтере на Международной космической станции и станет первым произведением искусства, когда-либо созданным в космосе.
Очевидно, что художники больше не ограничены традиционными инструментами, такими как краски, трафареты или скульптуры — они реализуют свои выразительные порывы и создают все более захватывающий опыт.
А что может быть более захватывающим опытом, чем виртуальная реальность?
«Природная абстракция» Маттео Замани переносит зрителей в виртуальный опыт, похожий на медитацию, через огромные бесконечные геометрические и фрактальные узоры. Заманги говорит, что хочет «показать аудитории что-то, что обычно невидимо для нашего восприятия, но может быть видимо в противном случае».
Виртуальная реальность может позволить самим художникам создавать произведения искусства в виртуальном пространстве. Google Tilt Brush — это программа, которая позволяет пользователям, независимо от художественного образования и опыта, создавать произведения искусства в трехмерном виртуальном пространстве. Интерфейс Tilt Brush, описанный как «новая перспектива в живописи», открывает безграничные возможности для художественного творчества.
По мере того, как экспоненциально растущие инструменты, такие как 3D-печать и виртуальная реальность, становятся быстрее, дешевле и доступнее, мы увидим, что все больше известных художников и художников-любителей обратятся к ним, чтобы создавать, выражать и захватывать свое воображение.
Новое определение художника
Творчество и художественное выражение считались характеристиками, присущими исключительно человеческому интеллекту. Одна из самых больших критических замечаний в адрес интеллектуальных машин заключается в том, что им не хватает способности «воображать» и «думать» за пределами своего программирования. Вскоре это может перестать быть таковым.
Эксперты пытаются запрограммировать интеллектуальные машины, создающие произведения искусства.
В июне 2016 года Google запустил Magenta — краудсорсинговый исследовательский проект, изучающий использование машинного обучения в искусственном интеллекте для создания различных форм искусства, включая музыку и визуальные эффекты. Magenta создаст интерфейсы и платформы, которые позволят художникам без опыта программирования или искусственного интеллекта использовать эти инструменты для создания своих собственных работ.
Помимо этого, Magenta потенциально может программировать машины, которые будут создавать произведения искусства самостоятельно, без влияния художников-людей. Во многих других подобных проектах исследователи используют методы глубокого обучения, позволяющие ИИ создавать музыку, вдохновленную произведениями Иоганна Баха, создавать музыку, вдохновленную «Битлз» , или писать скорбные стихи . Их творения необычны.
Поскольку технологии меняют определение искусства, возникают новые вопросы. Кто настоящий художник: например, программисты, создавшие код ИИ, или сам ИИ? Являются ли визуальные произведения ИИ Google результатом самовыражения или случайным побочным продуктом сложных алгоритмов? Может ли машина действительно «выразить» себя, если она не обладает сознанием? Могут ли роботы-художники, такие как Робот Пол, считаться творческими людьми без способности по-настоящему воображать и размышлять о своих творческих результатах?
Но, возможно, ни один из этих вопросов не имеет значения. Может быть, важен не художник, а зритель. Как говорит британско-индийский скульптор Аниш Капур: «Сама работа имеет полный круг смыслов и контрапунктов. А без вашего участия как зрителя не будет истории».
Разрушение мира искусства
Технологии не только привели к созданию более доступных инструментов для производства искусства, но также ускорили процесс финансирования, продажи и распространения искусства.
В эпоху Интернета и все более взаимосвязанного мира влияние художника больше не ограничивается физическими ограничениями галереи. Доступ к искусству, а также к инструментам производства и распространения, необходимым для того, чтобы оставить свой художественный след, больше не доступен исключительно элите или исключительно талантливым людям. Благодаря мощным платформам, таким как социальные сети и краудфандинговые кампании, современные художники могут продавать свои инновационные работы всему миру по низкой цене.
В конце концов, развитие нашего воображения — это врожденный человеческий поступок. У каждого из нас есть стремление выразить себя посредством слов, изображений или музыки. Поскольку новые средства самовыражения становятся более доступными для всех нас, творческие возможности безграничны.