В последнее время появилось множество статей и отчетов о растущей важности навыков критического мышления для будущего трудоустройства.
В отчете Фонда молодых австралийцев за 2015 год утверждается, что спрос на навыки критического мышления у новых выпускников вырос на 158% за три года. Эти данные были получены на основе анализа 4,2 миллиона онлайн-объявлений о вакансиях из 6000 различных источников за период 2012–2015 годов.
В докладе говорится, что работодатели могут платить надбавку за многие предпринимательские навыки. Например, наличие навыков решения проблем и критического мышления привело к более высокой средней зарплате — 7745 австралийских долларов. Это было немного больше, чем для тех, кто обладает навыками финансовой грамотности (5224 доллара США) и креативности (3129 долларов США). Однако навыки презентации (8853 доллара США) и цифровой грамотности (8648 долларов США) оказались наиболее желанными и вознаграждаемыми.
Быть хорошим критическим мыслителем — желательная черта для получения работы в современной экономике. Почему бы и нет? Какой бизнес или предприятие не нуждается в хорошем критическом мыслителе?
Старый припев
На самом деле, все это не является чем-то новым – хотя в последнее время темпы, возможно, ускорились. Работодатели уже давно настаивают на важности навыков критического мышления.
В 2006 году в крупном отчете консорциума, состоящего из более чем 400 американских работодателей, «критическое мышление» было названо наиболее желательным навыком для новых сотрудников.
Он оценивался выше, чем навыки в «инновациях» и «применении информационных технологий». Удивительно, но 92,1% считали критическое мышление важным, но 69,6% работодателей считали абитуриентов вузов «недостаточными» в этом важном навыке.
Работодатели все чаще признают, что от выпускников нужны не столько технические знания, сколько прикладные навыки, особенно навыки критического мышления.
Говорят, что эти навыки важны и внутри самих компаний, поскольку они способствуют пониманию сотрудниками информации и принятию решений.
Что вообще такое критическое мышление?
Но что такое критическое мышление? Если у нас нет четкого представления о том, что это такое, мы не сможем этому научить.
Трудно дать определение таким вещам, как критическое мышление: эта концепция слишком абстрактна.
Некоторые утверждают, что критическое мышление — это не столько навык, сколько отношение, «критический дух» — что бы это ни значило (конечно, это может быть и то, и другое).
Другие предположили, что оно включает в себя навыки аргументации, логики и знание психологии (когнитивные искажения).
Но это не помогает получить четкое и ясное понимание.
На протяжении многих лет теоретики пытались дать определение критического мышления. К ним относятся:
«…рефлексивное и разумное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать».
«…способность анализировать факты, генерировать и организовывать идеи, защищать мнения, проводить сравнения, делать выводы, оценивать аргументы и решать проблемы».
«…осведомленность о наборе взаимосвязанных важных вопросов, а также способность и желание задавать их и отвечать в подходящее время».
«… думая о своем мышлении, пока вы думаете, чтобы улучшить свое мышление».
Какое бы определение вы ни выбрали, следующий вопрос, который возникает, заключается в том, что делают университеты для его преподавания?
«Атрибут выпускника»
Университеты утверждают, что они прививают студентам критическое мышление как «качество выпускников».
Посмотрите на любой тщательно подготовленный институциональный список качеств, на которые надеются выпускники. «Критическое мышление» — или его синонимы «аналитическое мышление», «критическое исследование» и т. д. — будет там.
Университетам нравится думать, что студенты покидают свои учебные заведения, думая гораздо более критично, чем когда они поступили.
Однако каковы доказательства этого предположения? Проводилось ли в каком-либо университете предварительное тестирование на навыки критического мышления при поступлении и последующее тестирование после получения степени для оценки достижений? Не то, что я знаю из.
Существуют хорошо проверенные тесты критического мышления, которые можно использовать для этой цели, наиболее часто используемым является Калифорнийский тест для оценки критического мышления. Другие включают в себя оценку критического мышления Уотсона Глейзера и Корнеллские тесты критического мышления.
Почему этого не было сделано? Я подозреваю, что университеты будут справедливо обеспокоены тем, что могут показать результаты.
В стороне – и косвенно – некоторые (пессимистически настроенные) ученые возражают, что университеты пропагандируют прямо противоположное критическому мышлению; культура некритической левой ортодоксальности, ортодоксальности, которая принимает форму культурного отношения или среды внутри сектора и которая по большей части не подвергается сомнению.
Чтобы противостоять этим тенденциям, группа политически разнообразных учёных создала Неортодоксальную Академию. Они агитируют за важность обучения студентов тому, как, а не тому, что думать.
Как вы этому обучаете?
Есть некоторое оправдание в утверждении, что университеты не учат критическому мышлению, несмотря на часто цитируемые утверждения, что они это делают.
В средствах массовой информации США в последнее время усилилась обеспокоенность по поводу преподавания критического мышления в университетах.
Это было вызвано недавним крупномасштабным исследованием (а позже и книгой ) с использованием данных оценки студенческого обучения в США.
Книга вызвала широкий интерес и внимание средств массовой информации в США, особенно по теме неспособности университетов обучать критическому мышлению .
Это поставило под серьезное сомнение предположение о том, что критическое мышление адекватно преподается в кампусах американских колледжей. Это вызвало бурю дискуссий в популярных СМИ.
И нет недостатка в исследованиях, демонстрирующих, что «очень немногие курсы в колледже действительно улучшают эти навыки».
Определение неважно?
Как же тогда определить критическое мышление? Конечно, на этот вопрос нелегко ответить. Но, возможно, определение этого понятия, в конечном счете, не имеет значения. Важно то, что этому действительно нужно учить, и мы должны гарантировать, что выпускники выйдут из университета хорошо разбирающимися в этом.
Одно можно сказать наверняка: помимо расплывчатых заявлений и включения «критического мышления» в туманные списки неудовлетворенных или ожидаемых качеств выпускников, университетам следует уделять больше внимания критическому мышлению и делать гораздо больше для его развития.