Среди широкого спектра концепций и мероприятий по устойчивому развитию переработка, без сомнения, является наиболее понятной и доступной: в ней могут участвовать отдельные лица и группы, старые и молодые, сообщества и учреждения.
Когда мы покупаем шоколадный батончик, мы владеем оберткой после короткого срока службы продукта; приятно делать что-то с этим фирменным имуществом, а не увеличивать отходы. Переработка расширяет возможности потребителей и, в случае с традиционными перерабатываемыми материалами, такими как стекло, бумага, твердый пластик и некоторые металлы, экономически выгодна. Переработка не только отвлекает потенциально ценные материалы от свалок и мусоросжигательных заводов, но и компенсирует спрос на первичные материалы, помогая удерживать углерод в земле. Переработка приводит в соответствие человеческое потребление с деятельностью природы.
Но поскольку потоки отходов, образующихся в результате деятельности человека, продолжают меняться в разнообразии и объеме, мировое сообщество сталкивается с растущей проблемой разработки жизнеспособных решений по переработке и управлению отходами сопоставимыми темпами.
Например, электронные отходы в настоящее время являются самым быстрорастущим потоком твердых отходов, их объем увеличивается в два-три раза быстрее, чем другие потоки отходов. В более широком смысле, промышленная деятельность в настоящее время ежегодно генерирует в США около 7,6 миллиардов тонн твердых отходов – это 3000% от общего количества городских отходов , образующихся американцами ежегодно. Поскольку мир вступает в Четвертую промышленную революцию , экологические последствия отсутствия приоритета устойчивого управления ресурсами являются ужасающими.
Экономика, а не высокая наука, определяет возможность вторичной переработки: материал перерабатывается только в том случае, если можно заработать деньги, собирая, сортируя и перерабатывая его. Затраты на окружающую среду и здоровье, связанные с мусором, в настоящее время не включены в уравнения. Эти затраты считаются внешними эффектами: общество в целом, а не производитель, розничный торговец или потребитель, берет на себя эти долгосрочные издержки.
Поскольку затраты на непереработку исключены из уравнения стоимости, линейные методы утилизации, такие как захоронение и сжигание, являются основными вариантами управления отходами для большинства потоков бытовых отходов. Эти линейные решения стали преследовать нас: острова пластика в Тихом океане начали распадаться, рыбы поедают микрочастицы, а люди едят рыбу. Только подражая природе и внедряя экономику замкнутого цикла, люди смогут остановить и со временем обратить вспять этот порочный круг.
Маловероятно, что производители, розничные продавцы или потребители добровольно возьмут на себя ответственность за конечный срок службы своих отходов, если только от них не потребуют нести затраты на решения для продуктов и упаковки, которые они производят, продают или потребляют. С разной степенью успеха правительства по всему миру внедряют схемы ответственности производителей; большинство из них, включая хорошо известную программу Green Dot в Германии, финансируют сбор упаковки, при этом большая часть отходов сжигается, что с экологической точки зрения не намного лучше, чем захоронение на свалке. Переработка отходов — более дорогой вариант, но, как написала покойная великая эко-капиталистка Анита Роддик, основательница The Body Shop, на борту грузовиков своей компании: «Если вы думаете, что образование стоит дорого, попробуйте невежество».
Учитывая очевидные ограничения на то, что правительства могут или будут реально делать, импульс падает на частный сектор. Как мы можем найти способы создать стимулы для покрытия затрат на сбор и переработку отходов?
За последнее десятилетие моя компания TerraCycle разработала технологии, применимые к трудноперерабатываемым потокам бытовых отходов, которые обычно попадают в мусор. Примерами являются окурки, ручки, фильтры для воды, использованные зубные щетки и тюбики для зубных щеток, отходы упаковки, контейнеры с промышленным клеем и даже грязные подгузники, которые перерабатываются в материалы, используемые для производства новых продуктов.
Наша команда исследований и разработок чрезвычайно инновационна, но наша истинная инновация заключается в том, чтобы найти причины, по которым бренды и производители могут оправдать оплату переработки, когда в этом нет необходимости. Мы обнаружили, что переработка стала достаточным приоритетом для потребителей, которые отдают предпочтение брендам, которые позволяют перерабатывать их продукцию и упаковку. Мы создали бизнес-модели, позволяющие брендам увидеть, что дополнительные расходы на переработку приведут к увеличению рентабельности инвестиций; в результате многие потоки отходов, которые ранее не подлежали переработке, теперь перерабатываются.
Чтобы достичь масштаба и повысить эффективность, мы недавно заключили партнерские отношения с SUEZ, одной из крупнейших компаний по управлению отходами в мире. Благодаря сделке SUEZ сможет представить программы TerraCycle, ориентированные на потребителя, своим клиентам во Франции, Великобритании, Бельгии, Финляндии, Нидерландах и Швеции, а также мы получим доступ к, пожалуй, крупнейшему в мире отделу продаж, специализирующемуся на экономике замкнутого цикла.
Возможность вторичной переработки является одним из основных факторов, способствующих покупке целого ряда потребительских товаров, и сегодня потребители во всем мире продемонстрировали готовность платить больше за экологически чистые товары и услуги. Мы продемонстрировали, что спонсирование вторичной переработки может стать путем перехода бывших в употреблении продуктов и упаковки компании из линейной экономики в экономику замкнутого цикла.
Хотя я горжусь нашими достижениями, сохраняется огромное несоответствие между ценностями и действиями, или «зеленый разрыв», когда изменения в отношении потребителей еще не привели к изменениям в действиях. В последнее десятилетие темпы переработки стагнировали по сравнению с объемом отходов, производимых во всем мире, и хотя многие страны развивающегося мира работают без официальной системы переработки, США по-прежнему перерабатывают только около 34% своего мусора.
Переработка почти всего, что мы используем, уже возможна. Покупательная способность потребителей при наличии правильных социальных и политических обязательств может стимулировать спрос на комплексные решения по переработке отходов на многих уровнях. Масштаб мировой проблемы с отходами требует, чтобы все участники цикла потребления действовали сообща, чтобы работать над регенеративными, циркулярными решениями, которые устранят разрыв до нулевых отходов.