Финансовое положение России первой половины XIX в. было неустойчивым. К концу царствования Павла I общий долг государства составлял 408 млн руб., что превышало четырехлетний доход государственного бюджета. Его общий дефицит еще более возрос в первые годы царствования Александра I: за 1801-1809 гг. он составил 442 млн руб., или 50 млн руб. в год, т.е. расходы ежегодно на одну треть превышали доходы.
Доходная часть бюджета формировалась за счет подушной подати, винных доходов (полученных от винных откупов, за счет акцизных сборов с каждой бутылки или государственной монополии на продажу водки), однопроцентных сборов с купеческих капиталов (вместо подушной подати), соляного налога, таможенных пошлин и др. Основная часть расходов приходилась на содержание армии и флота, полиции, аппарата управления, царского двора.
Поскольку русская армия постоянно воевала, большая часть расходов бюджета приходилась на военные нужды: в 1808 г. при его доходах в 127 млн руб. расходы на армию и флот составили 140 млн; в 1809 г. суммы доходов бюджета и расходов на армию совпали – те и другие составили по 136 млн руб.
Правительство получало недостающие средства за счет дополнительного выпуска ассигнаций, что в условиях бюджетного дефицита приводило к обесценению бумажных денег (в 1808 г. за один рубль в ассигнациях давали 48 коп. серебром, в 1809 г. – 40, а в 1810 г. – 29 коп.). Таким образом, страна оказалась на грани банкротства, и только благодаря пересмотру таможенного тарифа и открытию, по предложению М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова, русских гаваней для всех судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они ни привозили, удалось остановить дальнейшее обесценение ассигнаций. Тяжелое финансовое положение России еще более усугубила Отечественная война 1812 г.
Военные затраты составили в 1813-1814 гг. около 83% годовых доходов бюджета, и печатание бумажных денег продолжалось. В результате цена одного рубля в ассигнациях упала до 20 коп. серебром. Попытки Министерства финансов уменьшить количество не обеспеченных серебром ассигнаций успехом не увенчались. Более успешная попытка преодолеть инфляцию была предпринята при Николае I: прекращение выпуска новых бумажных денег позволило стабилизировать, а потом и повысить стоимость бумажного рубля.
Удалось также сократить бюджет военного министерства более чем на 20 млн руб., а бюджет министерства финансов – на 24 млн. В результате стоимость бумажного рубля стабилизировалась на уровне 25-27 коп. серебром. С целью ликвидации дефицита бюджета и создания денежных запасов в 1827 г. в винной торговле взамен казенной монополии (сопровождавшейся большими расходами казны и злоупотреблением чиновников) была введена откупная система. Эта мера позволила увеличить доходы от продажи вина с 79 до 110 млн руб. Расширению возможностей иностранной и отечественной торговли, поиску ее новых форм способствовала гильдейская реформа 1824 г.
Она была направлена на ограничение тенденции к монополизации торговли купцами первой гильдии и на расширение прав среднего городского купечества. Стимулировался переход купцов третьей гильдии в более высокую гильдию. Увеличивались торговые возможности крестьянства, в том числе крепостного, при условии уплаты ими всех налогов и пошлин. Тем самым происходило укрепление мелкой торговли в городах, что обеспечивало поступление дополнительных доходов в государственный бюджет.
Однако высшим достижением в финансовой сфере того времени стала денежная реформа 1839-1844 гг., проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Она была направлена на укрепление российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Вместо ассигнаций, а также выпущенных в 1840-1843 гг. билетов депозитной кассы и кредитных билетов Заемного банка и Сохранной казны были введены государственные кредитные билеты.
Серебряный рубль был объявлен главной денежной единицей, а кредитный рубль допускался в качестве второстепенного денежного знака. На завершающем этапе денежной реформы 1839-1843 гг. на основании манифеста от 1 июня 1843 г. была проведена полная замена всех обращавшихся бумажных денежных знаков на государственные кредитные билеты (обменивались по паритету 3,5:1), подлежавшие свободному (1:1) размену на серебряные рубли. Денежная реформа прошла успешно, полностью себя оправдала и привела к укреплению финансовой системы страны.
Но в ходе Крымской войны и после поражения в ней правительство не раз прибегало к денежной эмиссии. В результате курс кредитного рубля постоянно снижался относительно серебряного рубля, поэтому их свободный обмен был отменен. В первой половине XIX в. усложнились кредитные отношения, хотя сама кредитно-банковская система почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства. Преимущественно государственными были банки.
Возможность получения денег из казенных банков под невысокие проценты и на длительные сроки позволяла помещикам сохранять феодальные отношения в сельском хозяйстве и промышленности. В целом вплоть до либеральных экономических реформ конца 50-х гг. XIX в. банковская система России имела государственно-общественную основу организации и продворянскую патерналистско-благотворительную направленность деятельности. Одной из особенностей дореформенной банковской системы было преобладание в ней ипотечных банков в частности, созданного во второй половине XVIII в. Заемного банка. До середины XIX в. не только в России, но и в западноевропейских странах недвижимое имущество рассматривалось как наиболее надежное обеспечение кредита.
Однако в России недвижимость в силу неразвитости промышленности и слабого развития торговли была практически единственным реальным обеспечением. Поэтому все перечисленные государственные кредитные учреждения, кроме Государственного коммерческого банка, были ипотечными. При том, что частный кредит в России предоставлялся под 20% годовых и более, государственные банки выдавали ссуды под 6-8% годовых. В 1817 г. в России началась банковская реформа. Ее составной частью стало создание на базе Учетных контор при Ассигнационном банке Государственного коммерческого банка. Одновременно с его учреждением был создан Совет государственных кредитных установлений и началась подготовка реорганизации Государственного заемного банка. Цель банковской реформы заключалась в том, чтобы «совокупным действием сих установлений на подкрепление кредита частного споспешествовать распространению земледелия, промышленности, торговли и общей пользе… Отечества».
Идея создания банка для купечества обсуждалась с начала XIX века. В частности, в 1800 г. к императору обратился с прошением об учреждении Купеческого заемного банка харьковский купец третьей гильдии Иван Лобов. Основной капитал этого банка купец предлагал составить из сборов с купцов третьей гильдии за содержание трактиров, бань и постоялых дворов. Обращение Лобова было отправлено в Сенат для обсуждения и принятия решения, однако последствий не имело, а сам он получил устное порицание от московского прокурора за «недозволенное прошение».
В 1803 г. проблема учреждения банка для купечества обсуждалась Александром I при рассмотрении в Непременном совете прошения главы торгового дома «Пономарев и Ко» о выдаче из Заемного банка ссуды в размере 100-150 тыс. руб. сроком на 20 лет под 8% годовых. Деньги он просил на расширение коммерческих операций в Англии, где у него и двоих его компаньонов был торговый дом. Поскольку внешняя торговля всегда была одним из приоритетных направлений экономической политики правительства, император обратил особое внимание на это прошение.
Тем более что Пономарев в своем прошении говорил о засилье в российской внешней торговле английских купцов и отсутствии достаточных оборотных средств у отечественных торговцев. Чтобы исключить зависимость «от воли и расположения иностранцев, и особенно англичан», банкир предлагал открыть особое кредитное учреждение – Дисконтный банк, наподобие тех, что были в Лондоне, но «в пользу россиян и торговли их продуктами». В ссуде Пономареву было отказано, поскольку Заемный банк не кредитовал купцов.
Но во время обсуждения этого вопроса было высказано предложение учредить Государственный коммерческий банк, который должен был кредитовать купечество. Решение об учреждении Государственного коммерческого банка было принято в 1817 г. В Манифесте об учреждении Государственного коммерческого банка, подписанном Александром I 17 мая 1817 г., говорилось: «Желая открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению коммерческих оборотов, признали Мы за благо вместо существующих ныне учетных контор, коих действие по маловажности их капиталов и разным неудобствам, в образовании их замеченным, не приносит торговле ощутимой пользы, учредить Государственный коммерческий банк».
В том же году при Министерстве финансов был учрежден Совет Государственных кредитных установлений коллегиальный орган координации и надзора за казенными банками. Создание Совета объективно способствовало преодолению абсолютного единоначалия в банках, приводившего к многочисленным злоупотреблениям. «Фаворитные» банки, подчиненные крупным вельможам, казалось, должны были отойти в прошлое. Однако государственные банки первой половины XIX в. сохранили ту же сословную структуру, в которой титул и звание оценивались выше надежности заемщика.
В 1818 г. в Петербурге был открыт Государственный коммерческий банк с отделениями в Архангельске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге и Москве. Банк принимал вклады и выдавал ссуды «под товары российского производства». Большая часть кредитов купечеству выдавалась в форме учета краткосрочных векселей. Коммерческий банк кредитовал в основном крупных купцов, владельцев торговых домов, нередко связанных с текстильным производством, обеспечивавшим быстрый оборот капиталов. Вследствие этого факта наиболее динамично развивалась в основном именно легкая промышленность в данные период. Рост краткосрочного коммерческого кредитования купечества стимулировал внутреннюю торговлю, прежде всего развитие ярмарок.
С другой стороны, зачастую нереально короткие сроки вексельного кредитования заставляли купцов обходиться своими средствами или занимать деньги под значительный процент (обычно 18-20% годовых) у ростовщиков. Поэтому в Государственном коммерческом банке могли кредитоваться не все категории купечества, а лишь «указные» промышленники, владельцы вотчинных предприятий, первостатейные купцы и текстильные магнаты. Часто купцы не прибегали к услугам Коммерческого банка, поскольку долгое время в крупных российских городах, например в Москве, не было правильно поставленной торговли. До 1831 г. в «белокаменной» не было биржи, купцы собирались, как правило, у Гостиного двора, заключая сделки под расписки на простой бумаге или даже «под слово купеческое». Известный купец И.К. Бабст, ставший профессором Московского университета, так писал о дедовских устоях русского купечества: «Через Рыбинск переходит в год хлебным товаром и монетой до 30 млн руб., а форма кредита имеет такой же отпечаток доверенности.
Купцы доверяют друг другу значительные суммы по запискам на простом листе бумаги без соблюдения всяких форм, и временная Рыбинская контора Коммерческого банка, куда их предъявляется ежегодно на 100 тыс. руб., не может их принимать». И.К. Бабст отмечал, что такие порядки были распространены повсеместно. Из-за недостаточного развития промышленности в России Государственный коммерческий банк не имел возможности полностью размещать кредитные ресурсы в промышленности и торговле. Их остаток переводился в пассив дворянского Заемного банка. О том, насколько большим был этот остаток, свидетельствуют балансы Заемного банка.
Если в конце 1820-х гг. вклад Коммерческого банка исчислялся суммой от 5 до 25 млн руб., что составляло от 12 до 34% привлеченных средств Заемного банка, то в 1854-1857 гг. он достиг 203-229 млн руб. (55-58% привлеченных средств). Таким образом, с течением времени удельный вес вклада Коммерческого банка возрастал, но в отдельные годы этот показатель был ещѐ выше так в 1850 г. более 90% привлеченных средств Коммерческого банка было передано в Заемный банк, где они использовались для кредитования дворян. Такое непродуктивное использование ресурсов Государственного коммерческого банка было следствием настороженного отношения Министерства финансов к отечественным промышленникам и частным банкам.
Все это приводило к тому, что в большинстве случаев российские купцы были вынуждены вести дела на свои средства или занимать деньги у ростовщиков. Таким образом, вследствие отсутствия правильно организованного кредита и продворянского характера банков сдерживалось поступательное развитие российской промышленности. В то же время путем перекачивания средств Коммерческого банка в Заемный банк планомерно осуществлялась программа долгосрочного кредитования дворян, которое, однако, было неэффективным, так как эти средства большинством аристократов направлялись на личное потребление, а не вкладывались в торгово-промышленную деятельность.
В целом несбалансированность относительно краткосрочного пассива и долгосрочных вложений, широкомасштабное кредитование дворянства через Заемный банк привели к кризису дореформенную системы государственного кредитования и стали причиной ликвидации Коммерческого банка в 1860 году. Наряду с крупными казенными баками в России 1837 г. было разрешено образовывать банки для крестьян Удельного ведомства (оно заведовало имуществом императорской семьи), а в 1839 г. сберегательные и вспомогательные кассы для государственных крестьян. Капиталы банков образовывались из части хозяйственного капитала, а капиталы вспомогательных касс из мирских сборов и арендных поступлений.
Операции проводились по решению сельских властей, причем в удельных банках ссуды выдавались лишь на основании мирских приговоров. В 1859 г. Удельное ведомство разработало правила по учреждению сельских банков, в соответствии с которыми они могли принимать вклады и выдавать ссуды крестьянам. С этого времени начала развиваться деятельность удельных банков. Только в Московском уезде в 1859 г. были открыты банк в с. Мячково Бронницкого уезда и Ссудный торгово-промышленный банк Московского удельного имения с капиталом 15 тыс. руб., который выдавал ссуды исключительно удельным крестьянам и крестьянским артелям, связанным с промышленностью и торговлей. В 1830-1840-е гг. стали набирать силу купеческие банки. Их количество постоянно увеличивалось и к 1857 г. достигло. Примечательно, что открывались они не только в промышленных центрах, но и на окраинах страны. Так, в Вологде на средства мещан и купцов был организован общественный заемный банк.
Успешно развивался созданный еще в 1809 г. крупным купцом 150 К.А. Анфилатовым в г. Слободском Вятской губернии специальный банк для кредитования ремесленников и торговых людей. Банк открыл свои операции на основании Указа Александра I от 29 октября 1809 г. на пожертвованные Ксенофонтом Анфилатовым 25 тыс. руб. и 3 тыс. руб., собранных горожанами. За 25 лет работы капитал банка увеличился в пять раз. В то же время попытка московских именитых купцов организовать частный банк успехом не увенчалась. В 1820-е гг. в России бурно развиваются и банкирские дома. Старейшим из них являлся основанный в 1818 г. в Москве «Юнкер и Ко». До середины столетия придворные банкиры играли решающую роль в экономической жизни страны. Особо выделился имевший европейскую известность банкирский дом Л. Штиглица.
Поселившись в России в начале XIX в., Л. Штиглиц, будучи придворным банкиром Александра I, выполнял связанные с этой должностью традиционные обязанности: был посредником при заключении договоров о внешних займах, осуществлял финансовые операции членов царской семьи и т.д. В августе 1826 г. по случаю коронации Николая I «за оказание правительству услуг и усердие к распространению торговли» Штиглиц был возведен в потомственное баронское достоинство, в 1828 г. причислен к петербургскому первостатейному купечеству, а затем, как крупнейший финансист, пожалован званием придворного банкира, что повышало его авторитет на всемирной бирже. Услугами банкирской конторы «Штиглиц и Ко» пользовались самые влиятельные вельможи империи, кредитовала она и многих крупных петербургских предпринимателей. В 1841 г. Штиглиц заключил договор о русском государственном займе на 50 млн руб. серебром на постройку железной дороги из Петербурга в Москву.
В 1843 г. он скончался, оставив состояние в 18 млн руб. серебром своему сыну Александру. А.Л. Штиглиц (1814-1884 гг.) способствовал дальнейшему процветанию созданного его отцом банкирского дома. Штиглицы оказали большие услуги русскому правительству, прежде всего в организации иностранных займов. С 1820 по 1855 гг. царское правительство заключило договоры о 13 внешних займах на сумму 346 млн руб.
В конце 1840-х гг. А. Штиглиц проявил интерес к финансированию российской промышленности. В 1847 г. он основал в Нарве суконную фабрику, в 1851 г. – льнопрядильную, а в 1857 г. выступил в качестве одного из учредителей Главного общества российских железных дорог. Общество было создано для постройки и эксплуатации железнодорожных линий протяженностью около 4 тыс. верст, которые должны были связать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, а также побережья Балтийского и Черного морей. Кроме того, в течение 13 лет А. Штиглиц занимал должность председателя Петербургского биржевого комитета. «Имя его пользуется такой же всемирной известностью, как имя Ротшильда, – писал в 1859 г. «Вестник промышленности». – С векселями его, как с чистыми деньгами, можно было объехать всю Европу, побывать в Америке и Азии. Нет городка в Европе, где бы не приняли его векселя…».
Однако к началу 1860-х гг. влияние А. Штиглица стало ослабевать, что привело к ликвидации им своих частных дел. Впоследствии он был назначен первым управляющим вновь созданного Государственного банка, в 1862 г. был произведен в тайные советники, а в 1881 г. – в действительные тайные советники. В данный период дальнейшее развитие получает и биржевое дело. Первую биржу основал Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 году, однако она фактически не работала и после его смерти была закрыта. Следующая биржа была открыта лишь через 93 года в Одессе – новом российском центре международной торговли. В 1816 году появилась биржа в Варшаве – западном транзитном пункте торговли России с Европой. В 1821 году была открыта биржа в Москве. Вслед за московской открылись биржи в Риге, Киеве. Харькове, Нижнем Новгороде и других городах. В первой половине ХIХ века в России действовала 21 биржа.
В этот период российские биржи были чисто товарными. На них совершались операции покупки и продажи товаров, страхования судов и реже, в связи с товарными операциями, купли-продажи иностранных сделок и векселей. По мере развития внутренней и внешней торговли на санктпетербургской, а вслед за ней и на других биржах появились «процентные» бумаги. На санкт-петербургской бирже впервые в стране в 1809 году были выпущены облигации семипроцентного займа на 3 миллиона рублей. В последующие десять лет – еще пять займов на 354 миллиона рублей.
При биржах были образованы биржевые комитеты – постоянные выборные органы, одна из форм представительных организаций нарождавшейся русской буржуазии. Первый такой комитет появился при Санкт-Петербургской бирже в 1816 году; к 1861 году действовало уже 17 биржевых комитетов. Усложнившаяся техника биржевых операций потребовала четкой регламентации их деятельности и официального признания прав и привилегий биржевого купечества. В 1830 году биржевой комитет поручил биржевому старшине, германскому подданному К.М.Мейснеру подготовить проект устава санкт-петербургской биржи. Разработанный им проект был составлен в духе правил английской автономной биржи и бирж вольных немецких городов и в соответствии с установившимися обычаями и российскими законами. В уставе предлагалось совершенно новое понятие биржи. Если прежде биржа определялась как место, где заключаются купеческие сделки и происходит обмен коммерческой информацией, то по новому уставу под ней подразумевалось сообщество торговых людей.
Право участия в сделках предоставлялось как русским, так и иностранным купцам. В 1827 году на биржах появились в продаже акции первых акционерных компаний. По мере развития акционерной формы предпринимательства количество котировок акций увеличивалось. Акции принадлежали как отечественным, так и зарубежным или смешанным компаниям, действовавшим в России. Подведем итоги вышесказанного в данной главе.
Первая половина XIX в. явилась переходным периодом в развитии отечественного предпринимательства. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава общества создавали материальные условия для перехода к капитализму и формирования предпринимательства капиталистического типа.
Частные капиталы активно «перетекали» в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших качества фабрик, особенно в хлопчатобумажной промышленности, изначально основанной на вольнонаемном труде. Замедление оборота торговых капиталов, недостаток кредитов, шаткость тарифной системы сдерживали развитие купеческого предпринимательства в промышленной сфере. Внешнеполитическая ситуация, военные события (участие в континентальной блокаде Англии, Отечественная война 1812 г., заграничные походы русской армии и, наконец, Крымская война) также отрицательно сказывались на развитии отечественного предпринимательства.
Разорение и упадок старого гильдейского купечества и приток новой генерации предпринимателей, прежде всего из торгующих («капиталистых») крестьян, – еще одна характерная черта того времени. Самым значительным положительным результатом хозяйственных преобразований этого времени стало появление мелких частных собственников в сфере кустарной промышленности и мелкой торговли, представлявших собой основу нового поколения предпринимателей. Однако их развитие сдерживалось не только государственной властью, но и слабым развитием новых торговопромышленных форм и методов хозяйствования. Биржевое, банковское дело, акционирование предприятий еще не играли важной роли в хозяйстве страны.
Одновременно теряли свои позиции дворянские предприниматели, работавшие в основном на нужды государства. В то же время промышленное и торговое предпринимательство продолжало нести на себе отпечатки феодального строя: некоторые предприниматели, даже будучи владельцами фабрик и заводов, продолжали оставаться в крепостной зависимости от помещиков. Государство в целом осуществляло поддержку отечественной частной торгово-промышленной деятельности (при некоторых временных отступлениях). Она выражалась в проведении тарифной политики, поощрении достижений отечественного предпринимательства, но зачастую проводилась жесткими административными методами. Финансовое положение страны практически на протяжении всего рассматриваемого периода оставалось тяжелым, а инфляция – высокой. Главным же препятствием, сдерживающим развитие предпринимательства, оставалось крепостничество, что вело к отставанию России от ведущих стран Европы.