Основным источником накопления капитала в данный период продолжала оставаться внутренняя торговля. За 1818-1856 гг. ее размер вырос на 419%, достигнув почти 1 млрд руб. Среди купечества 1840-х годов встречались крупные торговцы из бывших крестьян, обладавшие капиталом до 4-5 млн руб. и являвшиеся монополистами в торговле хлебом, мануфактурой, кожей в отдельных районах страны. Нередко в расчете на огромные прибыли они вкладывали свои капиталы в фабричные производства.
Так, М. Губин, крупнейший московский хлеботорговец, являлся одновременно владельцем двух ткацких фабрик, нескольких чугунолитейных и железоделательных предприятий на Урале и порохового завода. Сумма его кредита в России и за рубежом достигала 4 млн руб. В первой половине XIX в. продолжалось поступательное развитие торговли, ее оборот (особенно внешней торговли) все время рос. В начале века на внутреннем рынке ежегодно продавались и покупались товары на сумму 900 млн руб., оборот внешней торговли составлял 235 млн руб. За 50 лет среднегодовой экспорт вырос в 3 раза, а импорт – почти в 4 раза. При этом торговый баланс продолжал оставаться активным.
В структуре экспорта, который приобретал все более выраженный аграрный характер, происходили важные изменения. Помимо традиционных сырьевых товаров, основной статьей экспорта становится хлеб, вывоз которого стал расти быстрее других товаров.
Изменилась структура импорта, который начал приобретать ярко выраженный производственный характер. Главными предметами ввоза вместо предметов роскоши стали промышленные изделия: машины и аппараты для фабрик и заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. Однако по-прежнему важное значение сохранял ряд потребительских товаров, таких как чай, сахар, вино и др.
Внешнеторговая политика в целом оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тем не менее можно говорить о постепенном переходе к более умеренному протекционистскому тарифу. Введением этого тарифа предполагалось стимулировать отечественную промышленность, уменьшив пошлины на подлежащие обработке предметы и главные фабричные материалы. Основной объем внутренней торговли приходился по-прежнему на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных.
В XIX в. изменился состав участников торговли. Она стала утрачивать сословный характер и перестала быть функцией гильдейского купечества. Возросло значение «торгующего крестьянства». В 1825 г. В Москве более 2 тыс. крестьян занимались торговлей, разнося товары по домам и дворам. Указ 1824 г. существенно облегчал переход государственных крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами, в городское население. Центром торговли по-прежнему оставалась Москва, где основные торговые операции совершались в Китай-городе.
Французский путешественник Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 г, так описывает московскую торговлю: «Китай-город, своего рода приложение к Кремлю, – это огромный базар, целый город, изобилующий темными сводчатыми улочками, напоминающими подземелья; впрочем, эти купеческие катакомбы менее всего походят на кладбища; в лабиринте галерей, которые уступают парижским в изяществе и блеске, но зато выигрывают в основательности, шумит вечная ярмарка». Внутренняя торговля в основном имела ярмарочный характер.
К середине XIX в. в России, согласно разным источникам, насчитывалось до 4-6 тыс. ярмарок, из них крупных – с оборотом свыше 100 млн руб. – от 30 до 64 (в их числе Макарьевская ярмарка, перенесенная в 1817 г. в Нижний Новгород). Оборот Ирбитской ярмарки достигал 40 млн руб., а к 1863 г. достигли 125 млн руб. По своим объемам и значимости она стала второй после Нижегородской ярмарки. Крупнейшие ярмарки были центрами российского предпринимательства. Здесь заключались крупные оптовые сделки (нередко с участием иностранных оптовых торговцев).
Согласно Положению 1835 г., на главнейшие ярмарки внутренних губерний для ведения там временной торговли допускались еврейские купцы и фабриканты. На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новшества, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки были самым чутким «барометром» экономической жизни и ее надежным регулятором, благодаря им достигался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов.
Однако в середине XIX в. ярмарки постепенно стали уступать место характерной для капиталистического хозяйства стационарной торговле – лавочной и магазинной, поэтому в крупных городах ярмарки, как правило, стали закрываться. Основной помехой в развитии торговли и перемещении товаров на огромных просторах Российской империи оставалось неразвитость дорожной инфраструктуры. Внешняя торговля России ориентировалась в основном на западноевропейский рынок – на его долю приходилось до 90% всего внешнеторгового оборота.
Главным торговым партнером (более 30% товарооборота России) по-прежнему выступала Англия. Торговля с Европой осуществлялась через морские порты Петербург и Архангельск. Большое значение в первые десятилетия XIX в. приобрела черноморская торговля, которая велась через Одесский порт. В 1817 г. Одессе было предоставлено право «порто-франко» (быть свободным портом, осуществляющим ввоз и вывоз товаров без пошлины), вследствие чего она стала основным местом складирования для иностранных товаров. Главные изменения происходили не в суммарном исчислении товарооборота, а в принципиальном видоизменении номенклатуры российского экспорта. В конце ХVIII века ведущее место в нем занимали готовые изделия из льна, пеньки (до 40 процентов) и железа.
Однако в начале ХIХ века в связи с введением машинного производства в текстильной промышленности Англии и появлением пароходов, для которых не нужны были канаты, вывоз пеньки и льна упал до 10 процентов прежнего объема и вскоре сократился до минимальных размеров. Сократился и вывоз железа в связи с промышленным переворотом в Англии и быстрым развитием там металлургической промышленности: с 3 миллионов пудов в 80-х годах ХVIII века до одного миллиона в конце 20-х годов ХIХ века. А именно на долю Англии приходился наибольший объем торговли с Россией. За Россией ввиду ее технической отсталости все больше закреплялась роль поставщика сырых сельскохозяйственных продуктов. В страны Западной Европы, главным образом в Англию, Пруссию, Австрию, Голландию и Францию, в основном вывозились сало, пенька, лен, кожи, меха, лес. С 40-х годов вырос экспорт хлеба в Европу.
Если в начале ХIХ века хлеб составлял 10,5 процента экспорта России, то в 1846-1850 годах этот показатель достиг почти 35 процентов общей стоимости экспорта (70 миллионов пудов). Европейские негоцианты по-прежнему господствовали во внешней торговле России. Такое положение сложилось из-за недостатка у русских купцов свободных капиталов, доступного кредита, а также ввиду малого общего тоннажа русского торгового флота. Так, в 1830-х годах только 14 процентов от общего количества судов заграничного плавания принадлежало России. Из 7182 кораблей, приходивших в порты России, отечественные составляли лишь 987.
Следует отметить, что многие страны, такие как Англия, Голландия, Испания, Франция, установили на русские товары, привозимые на русских кораблях, высокие ставки пошлин и различных сборов. Исключением являлись Швеция, Норвегия и немецкие города, которые во внешней торговле с Россией придерживались принципа наибольшего благоприятствования в торговле. В страны Азии в отличие от европейских держав Россия вывозила преимущественно промышленные изделия, а ввозила хлопок, чай, пряности.
Русский экспорт в Азию вырос за первую четверть ХIХ века более чем в 3,5 раза. Важное место в восточной торговле занимала торговля с Китаем. Из Китая вывозили хлопчатобумажные ткани, а ввозили русские меха. К середине ХIХ века в значительной степени возросла стоимость перевозки чая из Китая в Москву сухопутным путем. Цены различный сортов чая на русском рынке стали значительно выше, чем в Англии, куда чай доставлялся морским путем.
Разрыв был очень велик. Явно революционные последствия в торговле Запада с Востоком были достигнуты благодаря парусному океанскому коммерческому судоходству. В результате Россия оказалась в полной зависимости в азиатской торговле от английских, французских и германских купцов. Российская империя с ее сухопутными связями потеряла ранее присущую ей посредническую роль между Западом и Востоком, через труднопроходимые окраины азиатского мира. Серьезным препятствием к интенсивному развитию связей с странами Азии была необходимость расплачиваться с ними значительным количеством драгоценных металлов в целях стимулирования импорта.
И это продолжало происходить с Россией в то время, когда Запад вследствие развития промышленности давно уже перешел от такого вида оплаты к товарной. России же хронически не хватало необходимого объема конкурентоспособных, пользующихся спросом в странах Востока отечественных товаров. Основные экспортные товары из России: меха, сукна, шерстяные, льняные, хлопчатобумажные, металлоизделия, металлы, юфть, зерно, сахар, позже – нефтепродукты поставлялись в государства Азии в очень незначительных объемах. Государство регулировало внешнюю торговлю, устанавливая дифференцированные таможенные пошлины на различные товары. В таможенной политике на протяжении первой половины XIX в. преобладала тенденция к установлению высоких пошлин на ввоз готовых изделий, производство которых уже налаживалось в России, и низких – на сырье, полуфабрикаты и оборудование для отечественной промышленности. В то же время запрещался экспорт некоторых товаров.
Ограничительные и запретительные меры (таможенные тарифы 1810 и 1822 гг.) преследовали не столько протекционистскую цель – покровительство отечественной промышленности, защита ее от иностранной конкуренции, сколько финансовую – обеспечение положительного баланса внешней торговли (даже за счет ограничения импорта) и притока в страну иностранной валюты.