Российское предпринимательство насчитывает свыше тысячи лет. Правда, на ранних этапах своей истории, ввиду неразвитости экономических отношений, оно могло проявить себя не иначе как в торговой деятельности. Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли связано с появлением и расширением товарного производства.
При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи. Суть товарного производства заключается в том, что отдельные, экономически обособленные производители систематизируются на изготовлении (выработке) какого-либо одного или нескольких видов продукта, в котором нуждаются другие люди (потребители), для чего необходима купляпродажа этого продукта на рынке.
Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов. Благодаря географическому фактору исторически в Древней Руси сложились два основных торговых пути. Еще с VIII в. был известен водный путь, получивший название Балтийско-Волжского, который связывал славян с Волжской Булгарией и далее по Волге – с Хазарией (Хазарский каганат) и через Каспийское море с Азией и Арабским халифатом. Этот торговый путь в западных хрониках получил название – «Сарацинского торгового пути».
Об оборотах этого направления внешней торговли славян и их интенсивности говорят и находки кладов арабских серебряных монет – дирхемов на территории проживания восточнославянских племен. Так, в Муроме найдено около 11 тысяч монет общим весом 42 килограмма, в Великих Луках – около 100 килограммов. Дирхемы широко использовались восточнославянскими купцами во внутренней и, особенно, развивающейся внешней торговле. Киевские князья предпринимали широкомасштабные военные действия для установления контроля над этим путем. Как известно, князь Святослав разгромил Хазарский Каганат на Волге.
Однако к концу IX века в результате возросшей активности кочевых племен в данном регионе после разгрома Хазарского каганата он стал менее востребованным во внешней торговле. Второй торговый путь связывал Балтийское море с Черным, а скандинавские и восточнославянские центры с Константинополем и назывался «Великий путь из варяг в греки». Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Черное море и Византию. После захвата князем Олегом Киева в 882 г. именно этот путь являлся «главной географической осью государства».
Ответвления «Великого пути из варяг в греки» проходили еще по двум водным путям – Залозному, пролегавшему по Днепру к устью Дуная, и Солоному, который вел к Дону, а затем в Крым до Азовского моря и далее в Черное море, в греческие колонии. По мнению отечественного историка П.И. Лященко, эти колонии были первыми пунктами, где восточные славяне встретились с западным христианским миром и испытали его влияние. С этих пор Черное море становится действительно «русским», по которому, как свидетельствовал арабский писатель Масуди, «никто кроме руссов не плавает».
О важности этих двух путей в торговле руссов свидетельствует и запись в труде арабского географа Ибн Хордад-беха, написанном не позднее 885 года. «Русы-купцы… возят меха белок, черно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому (Черному) морю, и берет с них десятину румский (византийский) властелин, а то они отправляются по Танаису (Дону) – славянской реке, проходят до Хамлиджа, хазарской столицы, и берет с них десятину ее властелин, затем они едут к Джурджанскому (Каспийскому) морю… иногда они перевозят свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад».
Кроме данных водных путей существовал еще трансъевропейский сухопутный маршрут, проходивший через Киев. Он начинался на востоке Европы в столице Волжской Булгарии городе Булгаре, затем через Киев проходил на запад – через Дрогичин на Западном Буге в Краков. Роль катализатора в развитии внешней торговли в Древней Руси сыграл скандинавский, или варяжский, фактор. Варяги, точнее скандинавы (которых в славянской среде называли то русью, то варягами), энергично стремились к военно-торговому освоению поволжских, прикаспийских и черноморских рынков.
Не ограничиваясь военными набегами и грабежами, предприимчивые норманны не отказывались и от торговых операций, там, где они представлялись более выгодными, чем военные. Война, пиратство и торговля – вот три вида тесно переплетающихся между собой постоянных занятий варягов. О заинтересованности варягов в торговле и их роли в ней говорит тот факт, что в заключенном в 945 г. договоре князя Игоря с Византией среди упоминавшихся двадцати шести купцов, или гостей, только один или два были славянами. Не умаляя роли «варяжского фактора», В.О. Ключевский, однако, считал, что толчок развитию торговли в Древней Руси был первоначально дан греками. А это значит, что славяне были вовлечены в торговлю задолго до варягов, которые, став правящим классом в Киевском государстве в IX в., монополизировали торговый обмен.
По мере ассимиляции пришлого скандинавского элемента к международной транзитной торговле довольно скоро подключились природные русичи, занимавшиеся наряду с торговлей и военными операциями. И как писал по этому поводу русский историк Н.Карамзин, «сия торговля без сомнения обогащала россиян. Они ходили даже в Сирию». В письменных документах Древней Руси наряду с термином «купец», обозначавшим любого торговца, встречалось уважительное наименование «гость», означавшее тех, кто целиком сосредоточивался на заморской торговле либо вел свои операции в других княжествах и землях. Если вначале слово «гость» обозначало иностранца (варяга), то со временем оно стало синонимом всех купцов-оптовиков, принимавших участие в международном товарообмене.
От «гостя» происходят термины «гостьба», или торговля на вывоз, а также «погост» – место, где производился торговый обмен, т.е. «малый рынок». Следствием оживленного торгового движения по пути «из варяг в греки» являлось возникновение в VIII – IХ веках древнейших восточнославянских торговых городов. На берегах Днепра, Дона, Волги, Волхова и других рек, а также озер появились Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Большинство их вытянулось длинной цепью либо по главному водному пути, по линии Днепр-Волхов, либо по его сторонам, неподалеку от него. Города служили для окрестных жителей сосредоточением торговли, а позднее превратились и в военно-экономические опорные пункты.
В центре каждого из городов располагался торг, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг подразделялся на отдельные ряды. Восточные славяне имели относительно развитое ремесло. Часть городских ремесленников Киева, Смоленска, Новгорода работала исключительно на рынок. Наряду с обладанием транспортными путями, обусловленными географическим фактором, необходимым условием внешнеторговой деятельности является наличие природных, человеческих (ремесленники, торговцы, ростовщики), финансовых и иных ресурсов.
Характер экономического быта Древней Руси всецело зависел от условий природы и естественно-географического положения той территории, которую заселили славянские племена. Чтобы участвовать в международной торговле, надо было иметь свои товары для экспорта. Восточные славяне собирали достаточно большое количество зерна. Однако хлеб в тот период не был товаром международной торговли. Зато высоко ценились на рынках, как на Западе, так и на Востоке, продукты лесных промыслов.
Поэтому важнейшими статьями экспорта восточных славян были пушнина и меховые изделия, мед, воск, смола. Еще одним главным предметом вывоза был живой товар – невольники. По мнению В.О. Ключевского, в X-XII вв. челядь (рабы-пленники) «составляла главную статью русского вывоза на черноморские и каспийские рынки». Причем за пределы Руси вывозились в основном рабы-язычники, такие как половецкие военнопленные. Кроме названных товаров, из Руси вывозились соль, лен и льняное полотно («русская ткань»), серебряные изделия, кольчуги, икра, моржовая кость и изделия из нее.
Однако вывозились не только эти продукты, но и по мере развития ремесел предметы домашнего обихода из дерева и металлов, резная кость, мечи, стрелы и др. Археологические раскопки свидетельствуют, что изделия русских ремесленников X-XII вв. не уступали продукции иноземных мастеров, а в некоторых случаях были лучшего качества. Среди предпосылок, вызвавших появление профессионального купечества, следует особо отметить накопление в руках знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров.
По версии В.О.Ключевского, внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством (лесным пчеловодством), разработкой естественных богатств являлась господствующим фактором экономической жизни страны на протяжении IX-XIII вв. Практически внешняя торговля Киевской Руси являлась продолжением сбора полюдья (дани), поэтому товарами, предлагаемыми для торговли, первоначально были излишки дани, получаемые князьями. Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905–959 гг.).
По его словам, с ноября, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись вглубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград.
Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель – смоленских, черниговских, новгородских, вышгородских. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны. Ежегодно к Царьграду отправлялось 100-120 русских судов, способных обеспечить перевозку до 200 т груза. Во внешней торговле был заинтересован сам Великий князь Киевский. По мнению российского историка Павлова-Сильванского, князь с дружиной стали «военно-торговой аристократией». Походы киевских князей в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и другие страны Востока и Запада можно охарактеризовать как военно-торговые экспедиции, поскольку одним из назначений этих походов была реализация излишков дани. Многие походы киевских князей против Византийской империи не носили откровенно грабительского характера, как вторжение варваров на территорию Римской империи.
Целью этих походов было установление выгодных торговых связей с богатой Византией. При этом и Олег в 907 и 911 гг. и Игорь в 945 г., и Святослав в 971 г. в договорах с греческими императорами не предъявляли к Византии никаких территориальных претензий, но регулярно вносили положения о купечестве и его гарантиях в торговле с греками. В результате военных походов киевских князей Олега и Святослава были заключены чрезвычайно выгодные для русских купцов торговые договоры с Византийской империей – 907, 911 и 971 годов. В них регламентировались права русских гостей (так уже с древнейших времен называли купцов, торгующих с заграницей), гарантировалась их защита от произвола местных властей.
В дальнейшем великокняжеская власть всемерно поощряла и поддерживала предприимчивых торговцев, получая свою долю прибыли. Да и сами князья через посредников, а то и напрямую широко участвовали во внутренней и внешней торговле, видя в ней основной источник пополнения своей казны. Они не считали торговлю зазорным делом, как европейские феодалы. Им гораздо ближе в этом вопросе было отношение восточных владык. К середине X века в Византии официально были «аккредитованы» 20-22 русских посла. Им были подотчетны до 50 купцов, каждый из которых имел на своем попечении несколько ладей. Заключая договоры с Византией, русские князья были обязаны заниматься устройством перевозов через волоки и реки, выдавать купцам проездные документы, поддерживать в надлежащем состоянии пути сообщения, обеспечивать соблюдение правильности единиц массы и длины, назначать мытников на торги и т.д.
Что же касается Византии, то, заключая договоры, греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилия их мирным обменом, в них византийское правительство постоянно выговаривает для себя меры против буйства руссов, подробно и точно определяет порядок частных отношений русских в Константинополе с греками.
Прибыв в Константинополь, русские купцы торговали там шесть месяцев, и оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у монастыря св. Мамонта. Таким образом, русские купцы имели свой торговый центр в Константинополе. После принятия на Руси христианства в столице Византийской империи возник целый русский квартал. Золотые ворота назывались Русскими, так как через них проезжали киевские купцы. Аналогичные торговые дворы, по свидетельству арабского путешественника Ибн-аль-Асира, существовали в городах Крыма. Во время пребывания в Константинополе русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Единственное ограничение, наложенное византийцами, боявшимися вооруженных руссов, касалось безопасности столицы – Константинополя.
Императорский чиновник составлял список гостей (для выдачи содержания) и сопровождал их в город, куда они должны были входить только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия; руссам также запрещалось зимовать в пределах Византии. Это положение было продиктовано тем обстоятельством, что княжеские дружинники, лично заинтересованные в торговом обмене не брезговали и пиратством. Как отмечал С.М. Соловьев: «Варяг являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену».
Поэтому символами русского купечества эпохи раннего средневековья без преувеличения можно считать «весы и меч». После торговли в столице Византии русские купцы возвращались на родину не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.
Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту торговую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее осуществлении и, конечно же, результатах. Ежегодный сплав ладей по Днепру требовал колоссальных совместных, согласованных усилий многих тысяч людей – князей, дружинников, купцов и ремесленников. Княжеской власти и купцам было необходимо снарядить 300-400 ладей, а для этого нанять плотников и других ремесленников, вырастить лен и коноплю, спрясть пряжу и изготовить паруса и корабельные канаты, пригласить в качестве гребцов, грузчиков и воинов 20-40 человек на каждую ладью. Таким образом, выгоды от торговли косвенно или напрямую получали тысячи людей и не только князья и купцы, но и ремесленники.
Суммируя результаты изучения русской внешней торговли X – начала XIII вв. можно сделать вывод, что внешняя торговля охватывала не только верхушку древнерусского общества, но и рядовое население. Фактически география торговых связей Древней Руси была гораздо шире. В XI-XIII вв. интенсивно развивались ее отношения с Францией, Северной и Южной Германией, Италией, Польшей, Чехией, Венгрией, Швецией и другими странами и землями Европы. Русских купцов – «рузариев» хорошо знали в Центральной и Северной Европе, предоставляли им льготы. Письменные исторические источники свидетельствуют о связях Киевской Руси с германскими городами. В Кельне были известны купцы из Киева и Владимира. Ездили русские купцы в Данию. Сохранились сведения и о торговле с Францией. В эту страну поступали меха, которые упоминаются во многих памятниках французской литературы.
Русская пушнина в Западной Европе использовалась, как правило, не для меховых изделий целиком, а шла только на отделку. Мех в отделке одежды был признаком высокого происхождения и положения в обществе. Меховое оплечье, или большой меховой воротник было отличительным знаком феодала. Мех горностая имел право носить только король. Перемещение товаров на значительные расстояния, бездорожье, пересечение безлюдных и приграничных районов побуждали купцов к объединению, коллективной защите от воровства и грабежей. Поэтому основной формой торговли в Киевской Руси была караванная торговля, при этом караван – это не только способ перемещения товаров, но и активная торговля ими по пути следования.
Караванная торговля осуществлялась в двух видах: водная (на ладьях, ушкуях, стругах, барках) и сухопутная (на лошадях, волах, верблюдах). Караванные экспедиции продолжались по несколько месяцев, поэтому, как правило, обмен товарами происходил один раз в году. Поэтому этот вид торговли не стал массовым. Тем не менее торговля с середины XI в. постепенно становилась главным средством накопления богатств на Руси. Крупнейшие капиталы, по свидетельствам иностранных источников, накапливались именно в результате торговых операций на международных рынках, в которых активно участвовали гости из Руси.
География их деловых поездок в XI-XII вв. чрезвычайно широка: от Закавказья, Средней Азии, Византии, Египта на востоке и юге, до Англии, Германии, Франции, Скандинавии на западе и севере. В целом же к особенностям внешней торговли Руси IX – начала X в. можно отнести ее масштабность, необычайную организационную сложность и военную поддержку со стороны государства. Дружинники, с которыми князья делились частью собранной дани, были лично заинтересованы в обмене приходившихся на их долю товаров.
Для них были характерны необходимая торговцам мобильность, умение постоять за себя и защитить свои товары, т.е. те качества, которые изначально присущи всякой предпринимательской деятельности. Лишь некоторые из княжеских дружинников (прежде всего представители «младшей дружины», «отроки») впоследствии стали профессиональными купцами. Для большинства же других торговля служила лишь временным попутным занятием.
Со второй половины ХI в. внешняя торговля в значительной мере переходит в руки профессиональных купцов. Этим временем можно датировать начало развития купеческого капитала во внешней торговле Киевского государства. Во внутренней же торговле купеческий капитал появился гораздо позднее. Таким образом, истоки древнейшего российского предпринимательства зародились прежде всего в торговле и купечестве. Ростки предпринимательской деятельности могли возникнуть лишь в тех социально-экономических укладах многоукладной экономики домонгольской Руси, которые базировались на ресурсах и труде свободных людей – профессиональных торговцев и ремесленников-товаропроизводителей.
Позже сюда добавилось и занятие ростовщичеством, получившее довольно широкое распространение начиная с XI в. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал на Руси, безусловно, являлся не ремесленник, не ростовщик, а купец, наиболее тесно связанный с рынком и товарно-денежными отношениями, хотя и действовавший в погоне за прибылью на свой страх и риск, но зачастую находивший поддержку и защиту со стороны государства и церкви. Значение Киевской Руси как центра торговых связей Востока и Запада начало ослабевать с середины XI в. в связи с изменением международной обстановки.
Упадок Арабского халифата, появление в Причерноморье печенегов, а затем половцев и начало крестовых походов на Ближний Восток оказало крайне неблагоприятное воздействие на внешнюю торговлю Киевского государства. В этот период, лишившись прибылей от торговли с Востоком, киевские купцы были вынуждены вкладывать деньги в ростовщические операции. Приток восточных серебряных монет на киевский рынок резко сократился, в то время как потребность общества в деньгах увеличивалась.
Натурализация хозяйства, ограничение товарооборота, неразвитость денежного обращения послужили почвой для расцвета еще одной формы предпринимательства – ростовщичества, которым в Киеве занималась еврейская община, так как православная церковь и общественная мораль древнерусского государства не поощряли данный вид деятельности. В виду монопольного положения ростовщиков на денежном рынке «резы» (проценты по ссудам) были по тем временам исключительно велики (в начале XII в. они составляли 50% в год) и могли взиматься в течение многих лет, даже после того, как через два года долг был практически возвращен.
От этого одинаково страдали и дружинники, и рядовое торгово-ремесленное население Киева. Однако после смерти в 1113 г. князя Святополка, покровительствовавшего ростовщикам, вспыхнул бунт, причиной которого стало «лихоимство евреев». Но этот бунт, по мнению М.Н.Покровского, носил социальный, а не национальный характер. В результате Владимир Мономах запретил трехкратное (благодаря процентам) взимание долга, установив для ростовщиков предельную норму прибыли в 20%. Но и в последующие века ростовщический процент достигал 50-100% в год. Чуть позднее участившиеся нападения половцев на порогах Днепра, захват крестоносцами в 1204 г. Константинополя и вследствие этого перемещение торговых путей на Восток и Византию через города Италии – Венецию и Геную, а также проникновение иноземных купцов в Черное море, парализовали торговлю Киевской Руси на юге, и к концу ХII века ее центр переместился на север – в Новгород, Смоленск и Полоцк.
Таким образом, основное для Киевской Руси «торговое окно в Европу», а также на Восток захлопнулось. В результате крестовых походов путь «Из варяг в греки», а также «Великий волжский путь» и Киев как центр транзитной торговли потеряли свое значение, поскольку связь Европы с Востоком стала прямой – через Средиземное море. Вследствие того, что Киев постепенно потерял статус крупного международного центра торговли, стало меньше поступать доходов от внешней торговли, на которой во многом держалось экономическое благополучие Киевской Руси.
Киевские князья утратили свою роль в организации и обеспечении безопасности торговых путей. Лишенные важнейшего вида экономической деятельности – внешней торговли постепенно приходили в упадок города Поднепровья, и особенно Киев. Купцы и ремесленники стали перемещаться в новые торговые районы, внутренняя хозяйственная жизнь начала терять динамичность. У киевских князей оставалось все меньше экономических средств для поддержания сильной централизованной власти, содержания административного аппарата и сильного войска. Вслед за экономическим значением Киевская Русь начинает утрачивать и политическое значение. К началу ХIII в. Киев остался лишь символом Древнерусского государства, а «Великий путь из варяг в греки» – историей торгового прошлого этого государства.