Говоря об участниках торговых операций периода IX-X вв., уместно применять двойной термин «воины-купцы». Сам термин «купец» появляется в 907 г. в договоре князя Олега с греками. Этим словом именовался всякий, кто постоянно занимался торговлей, но лишь с середины XI в. купечество окончательно оформляется как профессиональная и социальная группа населения. В этот же период происходит разграничение понятий «гость» и «купец». В узком смысле под термином «купец» понимался торговец, участвующий во внутреннем обмене товарами в пределах города и близлежащей округи, в широком понимании купцами называли всех, причастных к организации торговли. С ним связаны родственные слова «купля», «купить».
Все эти общеславянские термины появились в глубокой древности и свидетельствуют о давнем знакомстве предков восточных славян с торговым обменом. С XIII в. начинает употребляться термин «торговец», а с XIV в. – «продавец». Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию, является термин «купец». По мнению В.Б.Перхавко, сложность определения этого понятия заключается в том, что процесс юридического обособления купеческого сословия в России завершился лишь в XVIII в., с оформлением гильдейского купечества. В более раннюю эпоху к купцам несомненно, принадлежали гости, члены Гостиной и Суконной сотен и прочие, т.е. те «исторически сложившиеся профессиональносоциальные группы, которые отличались от других социумов российского общества по роду занятий и общественному статусу». Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные изделия.
Ремесло по мере усложнения и усиления специализации все больше отделялось от сельского хозяйства и переходило к производству вещей не только на заказ, но и более массовыми партиями для продажи на рынке. Костяк купечества составляли городские жители, что в свою очередь было связано с быстрым ростом в XI в. городов и посадских общин. Неслучайно в скандинавских сагах Русь называли «Гардарика» – страна городов. Если в XI в. на Руси насчитывалось 89 городов, то в XII в. – уже 224. Крупнейшим из них, безусловно, был Киев, численность населения которого к XIII в. составляла по разным оценкам от 37 до 45 тыс. человек. По словам северогерманского хрониста XI в. Адама Бременского, Киев являлся «украшением Востока, соперником Константинополя». Все драгоценные восточные товары шли в основном через Киев. Здесь окончательно собирались караваны судов для отправки в Царьград; договаривались о нарядах на товары и заключались разного рода торговые сделки; набиралась для караванов судов охрана из вооруженных людей, чтобы пройти по далеко не безопасным южным степям; нанимались опытные кормчие, способные провести суда через опасные пороги по нижнему течению Днепра.
Помимо Киева, крупным торговоремесленным центром являлся Новгород, численность населения которого к началу XIII в. достигала 30-35 тыс. человек. Вовлечение посадского населения в торговую деятельность и выделение купечества в обособленную социально-экономическую группу, поддерживаемую княжеской властью, заинтересованной в пополнении казны, нашло отражение в законодательстве Древней Руси – «Русской Правде» и в «Поучении» великого князя Киевского Владимира Мономаха, который завещал сыновьям чтить купечество и поддерживать его всеми доступными средствами. Первый русский свод законов – «Русская правда» – был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей были тесно связаны с результатом торговых операций. О довольно высоком социальном статусе русского купечества позволяют судить многие статьи «Русской Правды».
Так, статья 48 «Пространной Русской Правды» свидетельствует о широком распространении торговли в кредит и о защите государством прав купцов-кредиторов, требуя возвращения долга даже при отсутствии свидетелей заключенной сделки. Из статьи 49 «Русской Правды» явствует, что торговцы по закону могли оставлять свой товар на временное хранение даже в отсутствие тому свидетелей. Если купец, отправившийся торговать на чужбину, лишался товаров вследствие кораблекрушения, ограбления, пожара, других не менее серьезных причин, то ему предоставлялась отсрочка в уплате долга (статьи 50 и 51). В древнерусском обществе отношение к купечеству было весьма противоречивым. Это выражалось, с одной стороны, в поддержке князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта излишков доходов и закупок предметов роскоши, с другой стороны – в ущемлении их имущественных прав, введении многочисленных таможенных сборов и ограблении в период феодальных конфликтов. Признавалась полезность торговых людей, и в то же время дело нередко доходило до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. В целом же правовое положение купечества в Древней Руси не было вполне определенным, а соответствующее законодательство – в достаточной мере разработанным.
Так, в основном правовом документе эпохи – «Русской Правде» – купечеству были посвящены всего 9 статей из 121, которые сводились к следующему: 1. Русская Правда защищала имущество, собственность, в том числе собственность торговых людей, купцов, предусматривая ответственность за нарушение права собственности, а также определяла порядок наследования собственности. В частности, статья 54 указывала на то, что банкротство, утрата купцом взятых в долг денег (и купленных на них товаров) не влечет за собой уголовной ответственности. Ему дается возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. В этом случае его имущество могло быть продано и он сам мог быть продан в холопы.
Русская Правда защищала жизнь купечества, определяя цену этой жизни где-то посередине между «ценой жизни» боярина и рядового свободного человека и устанавливая соответствующий штраф («вира» в 40 гривен серебра) за убийство купца. 3. «Русская Правда» регулировала уплату купцами прямых и косвенных налогов. 4. И наконец, «Русская Правда» в общих чертах определяла взаимоотношения покупателя и продавца (словесный договор купли-продажи) и регулировала виды торговых сделок, в частности торговлю в кредит (ростовщическую практику) и ответственность сторон. Считалось не похристиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. После восстания 1113 г. Владимир Мономах ввел дополнительный Устав к Русской Правде, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Кроме того, согласно Уставу Владимира Мономаха, гарантировался первоочередной возврат долга гостям из других городов Руси и иноземцам (статья 55). Проанализировав статьи «Русской правды», О.В. Ключевский назвал этот сборник законов «Кодексом капитала». «Целость» и безопасность капитала кодекс ценил дороже и обеспечивал заботливее «личной свободы человека». Личность человека в «Русской правде» рассматривалась как простая ценность, определяемая ценой имущества. За деяния, направленные против собственности, закон наказывал строже, чем за нарушение личной безопасности. В то же время необходимо отметить и то, что положение купечества, его социальный статус, хотя и регулировался в древнерусском законодательстве, но в полной мере определен не был. В частности, купечество не имело правовой защиты с точки зрения международного права. В то же время торговлей, как внутренней, так и внешней, могли заниматься не только свободные люди. В 111-й статье «Русской Правды» содержится прямое указание на то, что за долги холопа, торговавшего от имени своего господина, отвечал хозяин.
Привлечение холопов к исполнению торговых повинностей в пользу феодалов было довольно распространенным явлением, на что указывают даже зарубежные источники, в частности труд Гервазия Тильберийского «Императорские досуги» (1214). Как гласят страницы этого труда, «народ русский, если душа пожелает чего-нибудь иностранного, посылает за этим своих рабов, которых у него без числа, приближая им за труд пройденного пути срок освобождения». Конечно, холопское предпринимательство – это уникальное русское явление, сближающее Русь с древневосточными деспотиями, где такие факты тоже имели место. Но в торговом предпринимательстве Древней Руси наблюдались и явления, характерные для Западной Европы, т. е. стран классического феодализма. В XI-XII веках на Западе стали создаваться первые постоянные купеческие компании, что диктовалось общими экономическими интересами, трудностями дальней торговли и притеснением феодальных владык. Подобные процессы происходили и в среде русских купцов. Самой первой торговой компанией в истории России можно считать группу «гостей», установивших регулярные связи с Византией и оттого называвшихся «гречниками».
Им довольно часто приходилось объединять свои деловые усилия и денежные средства для подготовки торговых экспедиций. Надо было купить или арендовать ладьи, нанять гребцов и охрану, заблаговременно позаботиться о защите своих корпоративных интересов в чужом государстве. Все это было не под силу отдельным купцам, ситуация заставляла действовать сообща. Поскольку сознание жителей Киевской Руси, как и других средневековых государств, было сплошь религиозным, то создавались подобные купеческие объединения вокруг православных храмов. Святой, в честь которого был основан этот храм, естественно, становился патроном вновь созданной купеческой корпорации.
В Киеве подобным центром стала церковь Успения Богородицы, вокруг которой объединялись хлеботорговцы. Например, известный герой новгородской былины Садко был членом купеческого товарищества, которое объединялось вокруг церкви Николы Можайского. Новгородские солеторговцы объединялись вокруг церкви Бориса и Глеба в Старой Руссе. Но самым знаменитым купеческим объединением Древней Руси был «Дом Святого великого Иоанна». Он объединил новгородских купцов, осуществлявших торговлю воском и другими товарами со странами Западной и Северной Европы. Эта церковь Иоанна Предтечи была наделена властями Новгорода значительными привилегиями. В этом храме хранилась эталонная мера весов. Поэтому именно сюда направлялись местные и приезжие купцы, чтобы за определенную пошлину взвесить свой товар, без чего запрещалось торговать. Всеми делами, как церковными, так и торговыми, «Дома Святого великого Иоанна» распоряжались несколько старост.
Непосредственно на площади перед храмом происходили заседания торгового суда, разбиравшего под руководством представителя городской администрации — тысяцкого все тяжбы, случавшиеся между купцами. Ивановское купеческое объединение было элитным заведением. Состоять в нем почиталось большой честью. Стать полноправным членом этого купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т. е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского» сукна, привезенного из Фландрии. От слова «пошлина» и возникло наименование членов этого товарищества, которые гордо назывались «пошлыми купцами». Помимо купеческих корпораций, в домонгольской Руси существовали и другие формы торгово-промысловой кооперации русского купечества. Довольно широкое распространение во многих русских городах получило складничество, когда купцы совместно занимались реализацией определенного вида товара. Эти объединения не превышали обычно 5-6 человек и занимались они, как правило, продажей соли. Оттого слово «прасол» было самым распространенным наименованием купца на Руси в XIII-XIV веках. Таким образом, истоки древнейшего российского предпринимательства зародились, прежде всего, в торговле и купечестве.
Позже сюда добавилось и занятие ростовщичеством, получившее довольно широкое распространение начиная с XI в. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал на Руси, безусловно, являлся не ремесленник, не ростовщик, а купец, наиболее тесно связанный с рынком и товарно-денежными отношениями, хотя и действовавший в погоне за прибылью на свой страх и риск, но зачастую находивший поддержку и защиту со стороны государства («Русская Правда») и церкви.