Это стало лозунгом все большего числа белых воротничков во всем мире. Люди освобождаются от корпораций и компаний, чтобы подключиться к более широкому миру по беспроводной сети. Племя этой цифровой диаспоры описывается и называется по-разному, в том числе независимо от местоположения, но я предпочитаю цифровых кочевников.
Полное раскрытие информации: я причисляю себя к числу этих сторонников, разорвавших в прошлом году связи с корпоративными связями. Я пишу вам из малоизвестного уголка юго-западной Турции, где дома в форме кубиков сахара падают с крутых холмов к Эгейскому морю. Я буквально вижу Грецию – по крайней мере, несколько ее островов – из своего окна.
Я, конечно, не одинок, и сообщество, кажется, растет в геометрической прогрессии, достигая того, что кажется переломным моментом, который готов выбросить рабочую неделю с 9 до 5 на свалку истории вместе с любимыми камнями и пенсиями.
«Цифровые кочевники не следуют стандартам предыдущих поколений относительно того, что определяет счастье, что определяет продуктивность, что определяет успех. Я думаю, что они освобождаются от оков предыдущих поколений», — говорит Брайан Солис, цифровой антрополог и главный аналитик исследовательской компании в области технологий Altimeter Group, которая является частью маркетинговой фирмы Prophet Company. Он также является автором книги X: Опыт встречи бизнеса и дизайна.
Никто не сделал полного антропологического описания цифрового кочевничества, но мне нравится краткая история, которую коллега-кочевник, а теперь и режиссер-документалист Кристина Гилберт разработала несколько лет назад, как один из способов рассказать эту историю.
По словам Гилберта, все началось примерно в 1983 году с писателя-фрилансера по имени Стивен Робертс. Называя себя кочевником в области высоких технологий, Робертс около десяти лет проезжал около 17 000 миль на борту компьютеризированного лежачего велосипеда с солнечными батареями. Он зарабатывал себе на жизнь как писатель, имея при себе портативный компьютер.
В 1984 году Робертс пророчески написал в журнале Popular Computing:
«За последнее десятилетие было много разговоров о… «удалённой работе»… Технология, на которой он основан, продолжает развиваться. Становится ясно, что работать можно где угодно, а не только дома. Это где угодно может включать гостиничные номера во время деловой поездки, каюту яхты, пляж, кухонный стол друга или дом на колесах, соединенный различными пуповинами с кемпингом в лесу. Это уже не просто выбор между офисом и домом».
Более десяти лет спустя Цугио Макимото и Дэвид Мэннерс опубликовали в 1997 году книгу «Цифровой кочевник». Гилберт отмечает, что авторы обсуждают темы, очень актуальные для сегодняшнего дня, размышляя о том, куда может пойти эта новая рабочая сила и как технологии будут способствовать ее эволюции.
Остальное, как мы говорим, уже история: вездесущий Wi-Fi, Тим Феррис и 4-часовая рабочая неделя, PayPal, блоги, а теперь и смартфоны — офис в вашем кармане. Сегодняшние цифровые кочевники распространились по всему миру, собираясь в дешевых городах, таких как Чиангмай в Таиланде и Убуд на Бали. Они проводят конференции в стиле TEDx в этих и других местах, чтобы продвигать и пропагандировать свой особый бренд образа жизни.
Стартапы стали предоставлять места для совместной работы и совместного проживания, создавая ощущение общности и общих целей. Солис вспоминает мрачные дни после взрыва доткомов, когда предпринимательство, казалось, было уничтожено. Он побывал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сиэтле, а также в других городах, призывая работников выйти из своих кабинетов и офисов и перейти в общие помещения с Wi-Fi. Возможно, это был коворкинг 1.0 — общение не обязательно с коллегами, но с коллегами-революционерами в новом движении.
«Это движение продемонстрировало людям, что можно контролировать свою работу, но при этом быть окруженным людьми, которые думают так же, как и вы», — говорит Солис. «Это просто другое. У вас есть всплески продуктивности. У тебя всплеск концентрации внимания».
Цифровой кочевник Клейтон Корнелл находится в пути с 2011 года. Он руководит компанией, которая работает над ускорением темпов внедрения солнечной энергии, а также поддерживает веб-сайт с полезными советами для путешественников и других стремящихся к цифровым кочевникам. Он говорит, что независимость от местоположения приносит пользу как работникам, так и работодателям.
«Если я конкурирую за наем умных людей, я могу искать по всему миру, что является огромным преимуществом как с точки зрения поиска подходящих людей, так и (особенно с точки зрения начальной загрузки) поиска людей, которых вы можете себе позволить», — пишет он по электронной почте с Канарских островов, что удерживает его в еврозоне и близко к серфингу на зиму.
«Если вы находитесь на другой стороне и, возможно, выросли где-то, где нет хороших вариантов работы, вы также можете заняться поиском работы по всему миру», — добавляет он.
Кто такие цифровые кочевники?
Вероятно, не все из них такие, как вы ожидаете. Конечно, есть миллениалы, занимающиеся пешим туризмом: они технически подкованы и у них высокая температура из-за тяжелого случая путешествия, и переезд — единственное лекарство, которое они знают. Но вы найдете представителей поколения X в середине жизни (или десятилетия), а также профессионалов, работающих полный рабочий день в корпоративных компаниях, и технологических предпринимателей, которые могут начать бизнес так же легко в Гонконге, как и в Нью-Йорке.
Солис рассматривает тех, кто стремится к независимости от местоположения, как часть более масштабного сейсмического социального сдвига, вызванного развитием технологий. По его словам, это еще один аспект экономики по требованию, или экономики свободного заработка, которая менее чем за десять лет стала пронизывать жизнь. Станьте свидетелем стремительного роста таких сайтов, как Upwork с 12 миллионами фрилансеров, AirBnB (ценится выше, чем Hilton Worldwide) и Uber (расположен примерно в 300 городах).
В последующем исследовании исследователи услышали множество причин, по которым человек решил бы войти в экономику свободного заработка. Более 40 процентов из 4622 респондентов отказались от традиционной работы ради возможности быть самим себе начальником или продолжить карьеру фрилансера. И более 90 процентов этих групп назвали независимость и свободу причиной номер один.
«Люди больше не будут действовать так, как вы хотите. Эти дни пришли и ушли, и это просто потому, что они могут реализовать то, что хотят и как хотят, с помощью своего смартфона вне офиса или вне работы», — говорит Солис. «Я вижу, что с годами это становится все более выраженным».
Я оставлю вам несколько слов от цифрового кочевника Мэтью Кепнеса, также известного как Кочевник Мэтт, который управляет веб-сайтом для бюджетных путешествий и написал книгу «Как путешествовать по миру за 50 долларов в день». Его чувства перекликаются с тем, что Солис говорит о том, как люди выбирают собственное счастье вместо условностей, обменивая опыт на потребительство.
Кепнес пишет на Medium.com : «Я убегаю. Я пытаюсь избежать жизни — твоей жизни. Я убегаю от твоего представления о «реальном» мире. Потому что на самом деле я бегу ко всему — к миру, экзотическим местам, новым людям, разным культурам и собственному представлению о свободе и жизни».