Положительный экономический эффект реформы 1861 года проявился не сразу. Первые годы после отмены крепостного права характеризуется спадом промышленного производства. Он был результатом кризиса предприятий, основанных на крепостном труде. Наиболее сильно кризис проявлялся в металлургии: за два года, с 1860 по 1862, выплавка чугуна снизилась на 25 процентов. Заметно сократилось число промышленных заведений и количество рабочих в суконном производстве.
Наиболее передовая отрасль российской промышленности – хлопчатобумажная, еще до реформы базировавшаяся на использовании вольнонаемного труда, в первой половине 1860-х годов испытала тяжелые последствия сокращения ввоза американского хлопка, вызванного Гражданской войной в США. Россия и после реформы 1861 года оставалась сельскохозяйственной страной. Вместе с тем она постепенно становилась и страной промышленного капитализма. Индустриальное развитие во второй половине ХIХ века осуществлялось благодаря перенесению в промышленность машинной техники и совмещению промышленной революции с созданием основы железнодорожной сети.
Железнодорожное строительство стимулировало развитие других отраслей хозяйства. Оно предъявляло возрастающий спрос на металл, уголь, лес, нефть и т.п., что способствовало росту каменноугольной и лесной промышленности, предприятий по добыче и переработке нефти, металлургии, транспортного машиностроения. Строительство новых предприятий обусловливало высокий спрос на капитал, который в значительной степени мог быть удовлетворен за счет иностранных инвестиций. Заграничные займы и инвестиции, использование передового зарубежного производственного и коммерческого опыта должны были стать важным фактором экономического роста России, вступившей на путь капиталистического развития с заметным отставанием от стран Западной Европы и США.
Экономическое оживление, начавшееся с 1864 года, проявилось в новой волне учредительства. За десятилетие (1864-1873) в России было основано свыше 300 акционерных обществ. Их капитал составлял почти 700 миллионов рублей. Почти половина его была вложена в железнодорожные компании, около трети – в торгово-промышленные предприятия, пятая часть – в кредитные учреждения. В экономику России устремились крупные иностранные инвестиции, происходил процесс создания совместных предприятий. Получила дальнейшее развитие и финансово-банковская система. В пореформенный период развиваются не только старые индустриальные центры (Московский, Петербургский, Прибалтийский, Уральский), но и складываются новые экономические районы.
Наиболее значимым из них становится юг России, где появляются многочисленные предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности и первые машиностроительные заводы. Здесь возникают такие крупные промышленные центры, как Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка и др. В 1880-1890-е гг. резко возросла роль Донецкого бассейна в добыче каменного угля и Бакинского района – в добыче нефти. Нефтедобыча в России развернулась лишь в 1870-х гг., но уже тогда на долю Бакинского района приходились 74% всей добываемой в стране нефти, а к 1890-м гг. эта доля возросла до 95%. Первоначально ведущее место в Бакинской нефтедобыче занимали представители местной национальной буржуазии (Табиевы, Нагиевы, Манташевы, Лианозовы).
К концу XIX в. их сильно потеснил иностранный капитал, главным образом английский (Ротшильд), а также шведский (Нобель). В производстве чугуна Урал также уступил первое место югу России: если в 1880 г. юг давал всего 5% выплавлявшегося в России чугуна, а Урал – 70%, то к 1990 г. на долю первого приходились уже 52, а второго – только 27%. Своим стремительным ростом южная горнозаводская промышленность также во многом была обязана иностранному капиталу.
Только два завода – Сулинский (Пастухова) и Александровский (Брянского общества) – были созданы отечественными предпринимателями. Все остальные целиком или на паях принадлежали иностранцам – бельгийцам, французам, англичанам. Грюндерская «горячка» 1860-1870-х годов оказала влияние на государственную политику в отношении иностранных предпринимателей. Она все более приобретала дифференцированный характер. В базовых отраслях промышленности, не получивших достаточного развития в дореформенную эпоху и испытывавших острую потребность в денежных средствах, иностранцам предоставлялись значительные привилегии.
«Новороссийскому обществу», образовавшемуся в 1869 г. в Лондоне, правительство безвозмездно уступило казенные земли с залежами каменного угля рядом или на самой линии Азовской железной дороги, чтобы через 10 лет общество стало собственником этих земель. Более того, оно подарило обществу концессию на Константиновскую железную дорогу в 85 верст. Во многом либеральное отношение к иностранным предпринимателям объяснялось изменением законодательства в сфере торговли и промышленности в 1880-е годы, давшего иностранцам практически полную экономическую свободу на территории страны.
Выступая на заседании Комитета министров в октябре 1888 года И.А.Вышнеградский подчеркнул, что привлечение в Россию «иностранных капиталов представляется одним из необходимых условий для развития промышленности, внося усовершенствования в различные отрасли производства и способствуя распространению в рабочем населении полезных технических знаний, без которых многие отрасли фабрично-заводской деятельности оставались бы для нас малодоступными». В промышленности для иностранцев оставалось одно запрещение: содержать пороховые заводы и управлять ими.
В торговле права иностранных предпринимателей ущемлялись только в морской торговле. Закон о состояниях разрешал иностранцам владеть движимым и недвижимым имуществом, а также землей (запрещение касалось приграничных районов, где действовали особые Положения об управлении). В 1899 г. в своем докладе императору С. Ю. Витте обосновал правительственную политику привлечения деловых людей иностранного происхождения, их капиталов и знаний для промышленного развития страны. В докладе много места уделялось отмене ограничений, существовавших для иностранцев в сфере акционерного учредительства.
Основной капитал иностранных акционерных предприятий в металлургической и каменноугольной промышленности в 1897 г. оценивался более чем в 167 млн руб., а весь их капитал (облигационный, запасной, резервный и пр.) – свыше 223 млн руб. Особенно усилился приток иностранных инвестиций после успешного проведения правительством денежной реформы, обеспечившей во второй половине 1890-х гг. устойчивость рубля. В России иностранных предпринимателей привлекали выгодный рынок сбыта и дешевая рабочая сила, гарантировавшие им высокие прибыли.
Деятельность иностранных предпринимателей в России носила противоречивый характер: с одной стороны, вкладывая капиталы, внося передовую технику, технологию и организацию производства, западные предприниматели ускоряли процессы индустриализации, становления новых отраслей промышленности, с другой, нередко нещадно наживались на хищнической эксплуатации природных богатств и рабочей силы, при острой нехватке капиталов вывозили значительную часть прибыли за границу. Ведущие позиции иностранный капитал занимал в тяжелой промышленности.
Так, в 1900 году западные инвестиции составляли 70 процентов всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 – в машиностроение и металлообработку, 31 процент – в химическую промышленность. Из восемнадцати металлургических заводов юга России только четыре были основаны русским капиталом. На примерах деятельности Нобелей, Джона Юза и Сименсов в России можно лучше почувствовать характер их деятельности и роль в создании отечественной промышленности.
Следует, однако, отметить, что в начале XX века зависимость национальной экономики от иностранного капитала стала постепенно снижаться, ведущие роли принадлежали уже отечественной буржуазии. Иностранный капитал, безусловно, способствовал индустриализации страны, но отнюдь не являлся определяющим фактором промышленного развития пореформенной России. Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении.
Крупными центрами транспортного машиностроения (производства паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна. Сормовский завод был основан еще в 1849 г. и к началу 1870-х гг. стал производить железнодорожные вагоны; число рабочих на нем достигало 2,5 тыс. Коломенский завод, возникший в 1863 г., производил мостовые фермы, вагоны, а затем – паровозы. В 1871 г. завод был акционирован: главными пайщиками Общества Коломенского завода стали братья Струве и московский купец А. Лессинг. В 1880-е гг. это предприятие превратилось в крупнейшего поставщика паровозов да русских железных дорог. Однако ряд предприятий, учрежденных «железнодорожными королями» и откупщиками, разбогатевшими на железнодорожном буме и казенных заказах, к 1880-м гг. либо сменил своих хозяев, либо, обанкротившись, перешел в казну.
Такая участь постигла Акционерное общество «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод», учрежденное в 1873 г. П. Губониным и В. Голубевым. В подобной ситуации в 1880-е гг. оказались Путиловский, Невский и другие заводы, которые стали казенными. В то же время владельцы крупных семейных предприятий (по преимуществу московская буржуазия), обладавшие немалыми капиталами, не особенно охотно вкладывали средства в тяжелую промышленность, в новые отрасли и регионы. Развитие России по капиталистическому пути при сохранении многочисленных пережитков крепостнических отношений порождало экономические трудности и противоречия, в преодолении которых важное место отводилось внешней торговле. Особенно велика была ее роль в разрешении проблемы платежного баланса.
Для строительства современных фабрик и заводов, железных дорог и т.д. страна остро нуждалась во ввозе металлов, машин, промышленного оборудования, некоторых видов сырья. С другой стороны, необходимо было обеспечить выплаты по внешним займам и другим формам кредитной задолженности иностранному капиталу. Все эти расходы тяжелым бременем ложились на финансовое состояние империи. Напряженный платежный баланс России, развивавшей собственную индустрию в значительной мере за счет иностранных капиталовложений, должен был компенсироваться активным сальдо по внешнеторговым операциям, так как других крупных доходов (от инвестиций за границу, фрахта и т.п.) государства.
Достигнуть этого возможно было двумя путями: всемерным расширением экспорта и защитой внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Пореформенный период характеризуется постепенным ужесточением протекционистской системы: таможенное обложение ввозимых товаров возрастало. В этом вопросе русское правительство, хотя и не всегда последовательно, шло навстречу интересам отечественной буржуазии. Так в 1857-1868 годах сумма пошлин относительно стоимости импортируемых товаров составляла 17,6 процентов, в 1869 – 1876 годах – 12,7; в 1881-1884 годах – 18,7; в 1885-1890 годах – 28,3; в 1891 – 1900 годах – 33 процента. С 1877 г. пошлины стали взиматься в золотой валюте, что означало их автоматическое повышение на половину. В пореформенный период Россия поддерживала внешнеторговые связи с 28 странами, которые регулировались с помощью государственной таможенной политики.
Однако в вопросах таможенного обложения интересы промышленной буржуазии, купечества и землевладельцев далеко не всегда совпадали. Промышленники и купечество выступали как представители крайнего протекционизма в отношении импорта промышленных товаров, тогда как землевладельцы – покупатели и потребители этих товаров – экономически выигрывали от снижения таможенных пошлин. Внутри промышленной буржуазии также велась борьба вокруг вопросов таможенной политики. Владельцы металлургических заводов добивались увеличения пошлин на импорт металла, а хозяева машиностроительных предприятий, напротив, требовали их снижения; владельцы прядильных фабрик ратовали за повышение пошлин на ввоз пряжи, а ткацких фабрик – за их уменьшение. Вместе с тем в отдельных случаях ввозные пошлины понижались (например, на черный металл) либо отменялись (на машины, хлопок и др.). Быстрое развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало смягчения условий импорта машин, металла, железнодорожного оборудования.
Но по мере роста производства продукции отечественной металлургической, каменноугольной, химической и машиностроительной промышленности сократилась потребность в импорте соответствующих товаров. В 1880 году был отменен беспошлинный ввоз железа и чугуна для машиностроительных заводов. Начиная с 1884 года стал также облагаться пошлиной, которая в дальнейшем неоднократно повышалась, ввоз каменного угля. В 1885 году были установлены пошлины на импорт сельскохозяйственных машин, продукции химической индустрии и т. д. Высокие пошлины препятствовали ввозу в Россию иностранных товаров, но не ограничивали импорт капиталов.
Русское правительство решало таможенные вопросы с учетом интересов иностранных промышленных инвесторов. Стимулирующее влияние протекционистской политики на динамику иностранных инвестиций во второй половине ХIХ века в промышленность и торговлю России было налицо. Повышение активности иностранных предпринимателей в области создания производственных единиц на территории России в немалой мере была обусловлена повышением тарифов на промышленную продукцию. Зарубежный капитал стремился обходить таможенные преграды с помощью организации филиалов своих предприятий для производства в России тех товаров, ввоз которых подвергался наиболее высокому обложению. Так, увеличение таможенных пошлин на импорт стали, чугуна и угля привело к учреждению во Франции ряда акционерных обществ, целью которых являлось строительство металлообрабатывающих заводов в России.
Начало производственной деятельности немецких электротехнических и химических компаний на территории России также было связано с возведением тарифных барьеров. Таким образом, высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятия и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность. В деятельности иностранного предпринимательства наблюдалась определенная специализация.
Бельгийские предприниматели, инвестировавшие в экономику России наибольшие капиталы, предпочитали задействовать в горно-металлургической промышленности, металлообработке и машиностроении, а также городском транспорте. Французские компании, уступая бельгийским в размере акционерного капитала, действовали в основном в тех же отраслях. Лишь в производстве цемента, добыче и выплавке меди, в предприятиях водоснабжения и канализации они занимали лидирующее положение. Английские бизнесмены участвовали в крупных проектах, связанных преимущественно с добывающими отраслями хозяйства. В конце XIX в обозначились их повышенное внимание к русской нефти и золотодобыче. Немецкие предприниматели помещали свои средства главным образом в машиностроение, химическую и электротехническую промышленность, т.е. в те отрасли, где отсутствовали сверхприбыли, но обеспечивался постоянный гарантированный доход. В конце XIX в. усилился приток иностранных предпринимателей и крупных денежных капиталов. Этому благоприятствовал ряд обстоятельств.
Прежде всего к началу 1890-х годов в Западной Европе, переживавшей застой в промышленности и торговле, скопились свободные денежные средства. Привлеченные возможностью получения высоких прибылей, дешевой рабочей силой и огромными природными ресурсами, они хлынули в Россию. Немаловажное значение имела и «широкая рекламная кампания», развернутая государственными структурами. С. С. Татищев, агент Министерства финансов в Лондоне, стремясь привлечь внимание английских Ротшильдов к России, заявлял в 1899 г., что русские промышленные предприятия приносят иностранным вкладчикам «огромные, неведомые во всей Западной Европе барыши», «небывалые, совершенно невероятные дивиденды в 40, 50 и до 70%». В 1890-е годы решающее значение для иностранцев имели поступавшие из России сведения об успехах действовавших там бизнесменов.
Бельгийский консул в 1894 г. писал из Одессы, что «громадный успех некоторых фирм привел в замешательство весь деловой мир. Все теперь стремятся в Россию…». По официальным данным, к началу XX в. в России насчитывалось 105 подчиненных Министерству финансов торгово-промышленных предприятий, созданных иностранцами, и 31 акционерное общество, разрешенное другими государственными ведомствами. Капиталы первых составляли 279 млн руб., вторых – 58,883 млн руб. Наряду с иностранными и частными российскими предпринимателями и промышленниками в России продолжала развиваться и казенная промышленность. Главная причина сохранения казенных заводов заключалась в необходимости обеспечения армии и флота вооружением и обмундированием. В России казенные заводы принадлежали в основном двум министерствам – морскому и военному.
В ведомстве морского министра, в частности, находились такие известные заводы Петербурга, как Адмиралтейский, Балтийский, Ижорский, Обуховский, а у военного министра – Сестрорецкий, Тульский, Ижевский оружейный, Пермский орудийный и др. Их отличительная особенность заключалась в том, что они никогда не могли обанкротиться. Это важное «преимущество» на деле стало одним из главных тормозов развития и роста эффективности казенного хозяйства, причиной вопиющей бесхозяйственности, казнокрадства. Не проходя испытания рыночной конкуренцией, казенные заводы не имели сильных стимулов для совершенствования производства, внедрения достижений технического прогресса.
На содержание казенного хозяйства правительство и чиновников толкали и чисто политические, антибуржуазные по духу соображения. Правящие круги были напуганы тем, что процессы монополизации в частной промышленности захватили и заводы, отчасти работавшие на оборону. Они боялись, что капиталисты в одночасье откажутся выполнять заказы, связанные с перевооружением армии и флота. Таким образом с помощью казенных заводов хотели регулировать «волчьи аппетиты» предпринимателей, а затем и монополий. Следует отметить, что на казенных заводах при строительстве военных судов и выполнении других заказов денег по сути не считали и стоимость заказов определялась по фактическим затратам, которые, естественно, завышались администрацией, поскольку от этого зависел и размер получаемых премий (они обычно составляли 10% от полученной прибыли).
Затем, согласно «Положению об управлении казенными заводами», к себестоимости добавлялось 15% на прибыль, а 10% этой прибыли шло на премии заводской администрации. Чем больше были затраты, тем выше оказывалась прибыль, увеличивая тем самым премии. В действительности казенные заводы были, как правило, убыточными. Вместо амортизации основных фондов на этих заводах стоимость ремонта добавлялась к первоначальной стоимости оборудования. В результате, чем старее было оборудование, тем оно становилось дороже. Буржуазия отчетливо видела неэффективность казенного хозяйства. Так, Московский биржевой комитет в 1906 г. констатировал, что казенные заводы «работают хуже, чем другие, частные заводы». В буржуазных представительных органах выдвигались предложения реорганизовать казенное хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям.
Например, Совет съездов представителей промышленности и торговли предлагал казенные заводы преобразовать в экономически самостоятельные предприятия: выделить им из казны определенные капиталы, после чего прекратить финансирование, чтобы в дальнейшем они действовали по образцу частных. С другой стороны, государственная хозяйственная деятельность была для предпринимателей источником дополнительного, а для многих – и основного дохода. Связи административной системы государства с частными интересами неизбежно порождали коррупцию и приносили ущерб народному хозяйству и самому государству. Если государство устанавливало цены, выводя целые отрасли из рыночной сферы, о чем уже говорилось, то нужно учитывать, что эти цены устанавливались соглашением государственных чиновников с промышленниками.
И поскольку заинтересованной стороной были промышленники, прибыль которых зависела от уровня цен, а убытки государственного хозяйства не отражались на жаловании чиновников, результаты такого соглашения оказывались выгодными промышленникам, но не государству.