К началу XIX в. Россия в политическом и военном смысле достигает своего наивысшего влияния в Европе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 г. Если в политическом отношении положение России в первой половине XIX в. было достаточно прочным и стабильным (начинает снижаться после подавления польского восстания в 1830-1831 гг.), то в экономическом отношении Россия в рассматриваемый период начинает все больше отставать от европейских стран.
Начавшиеся еще в XVIII столетии глубокие изменения, связанные с развитием нового хозяйственного уклада, нашли свое выражение. В рассматриваемый период во все более прогрессирующем разделении труда, в более четком разграничении промышленных и земледельческих районов, в производственной специализации, в росте городов (к 1856 г. городов насчитывалось 678 с населением в 5 млн 680 тыс., чел, а в 1796 г. в городах проживало 1 млн 301 тыс., т.е. за 60 лет городское население увеличилось примерно в 4,4 раза). Мелкие крестьянские промыслы достигли уже значительного уровня развития. Господствующим сословием по-прежнему оставалось дворянство, а самым многочисленным сословием – крестьянство (94% населения страны). Что касается купечества, то его сословный статус к началу XIX в. существенно не изменился. Численность купеческого сословия быстро росла: если в конце XVIII в. в его составе насчитывалось 107 тыс. душ мужского пола, то в 1811 г. – 125 тыс., а к 1851 г. – 180 тыс.
Это составляло более 1 % общей численности населения страны. Причем три четверти купцов относились к третьей гильдии. В купеческом сословии состояли и купцы-промышленники. В то же время в больших городах серьезными конкурентами купцов третьей гильдии стали торгующие крестьяне, которые также начали активно проникать в мелкую промышленность, в основном – хлопчатобумажную. Участие представителей дворянского сословия в предпринимательстве в первой половине XIX в. было невелико. Помещики обращали внимание прежде всего на организацию производства в своих имениях. Сукноделие, писчебумажное производство, изготовление стекла, хрусталя, производство сахара и, конечно, винокурение оставались «дворянскими» отраслями промышленности, где применялся труд крепостных крестьян. В то же время помещики были заинтересованы и в расширении торговли и промыслов своих крестьян.
Деловая активность крепостных способствовала развитию внутреннего рынка, увеличивала сбыт сельскохозяйственных товаров. В промысловой деятельности оброчного крестьянства важное место занимала ткацкие промыслы, «домашняя» текстильная промышленность. Увеличение доходности крестьянских промыслов было выгодно и властям, так как мелкие предприниматели не просили в отличие от крупных промышленников и торговцев, государственных субсидий. В 1825 г. в Москве более 2 тыс. крестьян занимались торговлей, разнося товары по домам и дворам. В первой половине XIX в. был издан ряд государственных актов, расширявших права крестьянства в торговой области: ему разрешалось вести оптовую торговлю и даже торг с иностранными государствами.
Купечество в разных формах протестовало против расширения крестьянской торговли. В архивах государственных учреждений того времени – масса жалоб купцов на торгующих крестьян. «Собираясь в компании или по их общему названию артелями, приходя на биржу и скупая целым грузом иностранного судна надобные для их товары и разделяя между собой по всем своим лавочкам … здешним купцам великий подрыв и сущее разорение наносят», – жаловались петербургские купцы. «От распространения разъездной торговли крестьян … во многих городах торговля купцов вовсе упала или ослабла и большая часть оных вынуждена выйти из гильдии в мещане», – писали московские купцы правительству. Однако остановить «торгующих» («капиталистых») крестьян купечество уже было не в состоянии. Почему правительство перестало защищать купцов? Потому, что феодальное государство в первую очередь защищало интересы помещиков, а помещики были заинтересованы в предпринимательстве крестьян: оброки с торгующих крестьян иногда доходили до нескольких тысяч рублей в год.
В целом денежный оброк в этот период уплачивало 65,7% крепостного населения России и крестьянин был вынужден добывать деньги. В целом русский предприниматель начала XIX в. не был похож не только на английского, но и на французского буржуа. Это был или крепостной, как Савва Морозов, основавший в 1797 г. свою текстильную фабрику в ОреховоЗуеве, или крепостник, как Никита Демидов – вчерашний тульский купец, выбившийся в дворянство. Такая «буржуазия» не могла иметь самостоятельного значения и выступать двигателем хозяйственного развития – эта функция по-прежнему принадлежала государству. Поэтому развитие российской промышленности в первой половине XIX в. всецело зависело от политики, проводимой императором и его правительством, которая, в свою очередь, диктовалась социально-экономическим положением России.
Это положение можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике страны переплетались старые феодальные формы хозяйства и новые рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что Россия не может двигаться вперед при сохранении крепостного права, но сделать радикальные шаги в направлении его отмены оказалось чрезвычайно трудно. Этим обусловлена противоречивость многих действий, предпринятых в период правления императора Александра I. Ввиду отсутствия широкой социальной базы и в условиях сохранения крепостного права развитие капитализма в России могло проходить и проходило только посредством проведения реформ сверху.
Уже первые указы императора способствовали значительному улучшению предпринимательского климата в стране. В 1801 г. специальными указами были сняты все ограничения на ввоз и вывоз товаров, отменены эмбарго, наложенное Павлом I на английские суда и товары, и ограничения в пропуске едущих в Россию и выезжающих из нее. Проводником императорских реформ Александра I стал Негласный комитет, который в первые годы его царствования выработал программу экономической политики, которая была составлена в духе экономического либерализма. Ряд указов, принятых Александром I, отвечал духу экономического либерализма.
Так, с конца 1801 г. представителям недворянских сословий (купцам, мещанам, государственным крестьянам, вольноотпущенникам) было разрешено «приобретать земли покупкою». Этим несколько смягчались сословные различия при проведении земельных сделок. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещикам разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп, что было особенно важно для крестьянства, занимавшегося предпринимательством. Положение 1804 г. давало право евреям-фабрикантам, купцам и ремесленникам выезжать за пределы черты оседлости «на время по делам».
Подтверждались все права евреев-предпринимателей на неприкосновенность их собственности, личную свободу, а при открытии текстильных и кожевенных фабрик они получали право на прямую государственную помощь. Указами от 23 февраля 1806 г. и 29 декабря 1812 г. крестьянам разрешалось вести в городах широкую оптовую и розничную торговлю (в том числе импортными товарами). Это способствовало увеличению численности торгующих крестьян, особенно в Москве. Однако уже с 1805 г. в силу изменения внешнеполитических условий либеральная политика начала сворачиваться. В экономике смена курса означала переход от либеральной к протекционистской политике. В 1807 г. Александр I подписал Манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». В целях поощрения отечественной торговли манифест предусматривал ряд ограничений для иностранных купцов.
В то же время он открывал для русского купечества большие возможности во внешней торговле – для ее ведения было разрешено создавать товарищества. Подъему общественного положения и престижа представителей купеческого сословия способствовали также рекомендации дворянам входить в состав товариществ и записываться в гильдии. Были предприняты и другие меры, которые поднимали престиж купцов: им разрешалось носить шпаги, вводилась «Бархатная книга» знатных купеческих родов, «первостатейное» купечество получило право приезжать к царскому двору и ездить в карете парою и четвернею. На министра коммерции возлагалась обязанность «охранять права и преимущества купеческого сословия». В Манифесте декларировалась «монаршая любовь» к купцам, «чьими трудами даруется изобилие и богатство».
Предпринимателей стали отмечать почетными наградами и знаками отличия. Был даже учрежден особый стотысячный фонд для поощрения фабрикантов и выдачи им ссуд. Газеты сообщали, что московские купцы теперь не стыдятся своего русского торга и не только не выдают, как прежде, русские товары за заграничные, но, наоборот, подчеркивают, что они торгуют только русскими товарами. В то же время Манифест 1807 г. поднял планку для первой гильдии до 50 тыс. руб. объявленного капитала (15 тыс. руб. серебром), для второй гильдии размер объявленного капитала достиг 20 тыс. руб. (6 тыс. руб. серебром) и для третьей гильдии минимальный уровень капитала был доведен до 8 тыс. руб. (2,4 тыс. руб. серебром).
За Манифестом в 1809 г. последовали указы о предоставлении ссуд купцам и мещанам, основывающим суконные фабрики и владевшим ими. Однако заключение союза Александра I с Наполеоном и связанные с ним договоры, прежде всего о присоединении России к континентальной блокаде Англии, крайне негативно отразились на российской экономике в целом и на торговле в частности. Все это вызывало недовольство со стороны дворянства и купечества. Ответом императора явилась вторая волна реформ, связанная с именем М.М. Сперанского, который предложил план государственных преобразований, изложенный им в записке от 1809 г.
Представленный им проект реформ в широком смысле касался либерализации политической сферы. Начать следовало с приведения в порядок существующих законов, с реформ в области политики и экономики, которые должны были повлечь за собой совершенствование судопроизводства. Финансовый план Сперанского предусматривал прекращение выпуска ассигнаций, введение налога на их погашение, сокращение расходов, проведение внутреннего займа под залог государственного имущества. Предусматривался также отказ от континентальной блокады: с этой целью в 1810 г. под руководством Сперанского было разработано «Положение о нейтральной торговле» и принят таможенный тариф. Он носил строго запретительный характер и был нацелен на покровительство русской торговли и промышленности: был запрещен ввоз из-за границы предметов роскоши, повышались пошлины на иностранные товары фабричной промышленности. Все это улучшило положение в финансовой сфере, и если бы план Сперанского полностью претворился в жизнь, мог бы произойти рост курса бумажного рубля.
Однако выпуск в 1810 г. дополнительных ассигнаций (на 43 млн руб.) обусловил падение их курса до 20 коп. В результате в обществе усилилось недовольство деятельностью Сперанского, что привело к его отставке. Вследствие ухудшения отношений с Наполеоном и начала Отечественной войны 1812 г. разработка и внедрение в экономику либеральных реформ приостановились. Война и заграничные походы русской армии требовали от страны напряжения всех сил и необходимые для войны средства получали, в том числе и от купечества, которое вынуждено было платить до 5% с объявленного капитала и еще нести бремя дополнительных местных налогов. После войны углубился общий кризис феодально-крепостнической организации хозяйства и нужна была смена условий социально-экономического развития России. Александр I предпринял конкретные шаги в экономической сфере. В целях укрепления не только политических, но и экономических связей с европейскими странами и США в рамках Священного союза в 1816-1819 гг. были резко снижены заградительные пошлины на западноевропейские товары и введены так называемые фритредерские тарифы. Однако российская промышленность оказалась не готовой к тому, что на страну обрушилась лавина английских, французских, германских изделий. Русские товары не выдерживали конкуренции. Начались разорение и банкротство российского купечества и фабрикантов (в частности, сократилось число шелкоткацких мануфактур и суконных фабрик).
В итоге Александр I был вынужден отказаться от «экономической интеграции»: в 1822 г. был введен высокий протекционистский тариф. Запретительный тариф 1822 г. действовал в России вплоть до середины XIX в. По нему запрещался ввоз сукна и ситца. Пошлина на чугун составляла 600%, а на железо – 250% от их стоимости. В то же время почти без пошлин разрешался ввоз машин и устанавливались низкие пошлины на ввоз хлопка-сырца. Таможенная политика полностью отвечала правительственному курсу – защите отечественного предпринимательства от «внешней угрозы». Российские предприниматели имели большие доходы благодаря защите государства, а также они получали значительные доходы с так называемых премий с пошлин, которые устанавливались на ввозимые иностранцами товары.
В общей своей массе господствующий класс России, включая верхушку купечества и фабрикантов, отверг шедшие сверху нововведения. Реформы, в том числе экономические, не нашли социальной поддержки в обществе. Государство оказалось неспособным разрушить крепостническую экономику. Таким образом, формирование при Александре I более благоприятных условий для предпринимательской деятельности явилось закономерным следствие проведенных либеральных реформ. Ту же политику, хотя и менее последовательно, проводил и Николай I.