Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге «Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году» писал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII в. понятие «купечество» не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торговопромышленной деятельности. В последние десятилетия XVI в.
Русское правительство выделило из состава посадских людей немногочисленные группы наиболее состоятельных, процветающих купцов, объединив их в три привилегированные корпорации. 67 Высшее и самое почетное место в этой торговой иерархии принадлежало «государевым гостям» (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. «Государевы гости» были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, имели право свободного проезда за границу для торговых целей, а также были удостоены права покупать в свое владение вотчины.
Обязанностью являлось выполнение, как правило, с периодичностью в 5 лет разного рода казенных поручений, связанных как с дипломатическими, так и административными функциями. «Государевы гости» занимались оценкой пушнины в Сибирском приказе, сбытом за границей товаров, поступавших в царскую казну со всей страны (икры, ценных мехов и др.). Эти и другие казенные товары часто продавались за рубеж на условиях монополии. Тем самым купцы лишались собственной прибыли от сбыта иноземцам ценных предметов русского экспорта. «Государевы гости» закупали по поручению казны в других государствах оружие, предметы роскоши, серебряные монеты для денежных дворов и т.д. Эти внешнеторговые обязанности выполнялись ими в порядке безвозмездной службы, и только в случае особых успехов они могли рассчитывать на получение даров от царя. Но если такой гость не мог собрать необходимую сумму пошлин или выполнить казенный подряд, наказание было суровым – тюремное заключение и изъятие имущества.
Так, «государев гость», богатый купец XVII в. Светешников умер в тюрьме. Подобная служба была обременительной даже для богатых купцов, отвлекала от собственного торгового предпринимательства. Кроме того, «государевы гости» использовались и в качестве консультантов по разным вопросам экономической политики России. Это, по мнению Н.Б. Голиковой, вынудило власти разработать особую систему комплектования кадров, которая предусматривала два основных руководящих принципа. Первый состоял в том, чтобы при отборе кандидатов для пополнения числа «гостей» учитывалась не только их высокая имущественная обеспеченность, но и их опытность, наличие организаторских навыков и других индивидуальных свойств, включавшихся в представление о высоком уровне служебной годности. Состав «гостей» подбирался поэтому в сугубо персональном порядке, путем тщательного отбора.
Скрупулезности отбора отвечал и второй принцип назначения в «гости», лишавший их права передачи чина по наследству. Благодаря такой системе состав корпорации носил сравнительно однородный характер и никаких внутренних подразделений в ней не существовало, хотя в нее входили весьма разные по своим качествам, талантам и другим индивидуальным особенностям люди. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII в. их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Диапазон использования членов гостиной сотни гораздо шире, так как охватывал не 68 только должности прямых помощников гостей в крупных городах, но и штат таможен, кружечных дворов и других учреждений в менее значимых торговых центрах.
Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. В целом численность «государевых гостей», «гостиной» и «суконной» сотен в течение XVII в. неуклонно сокращалась. Это было вызвано наличием широкого круга довольно обременительных обязанностей, выполняемых в пользу государства находившимся на «государевой службе» купечеством. Они охватывали выполнение различных финансовых поручений, контролирование деятельности казенной промышленности и торговли и т.д. Кроме того, торговых людей привлекали к выполнению некоторых разовых поручений, например, к оценке имущества при обыске. Так, при обыске в доме боярина Голицына, возглавлявшего правительство в период регентства царевны Софьи, «сундуки ценили серебряного ряда торговые люди, книги ценили книжного ряду торговые люди».
Наконец, низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод, несших тягло. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как «черные сотни» торговали собственной продукцией, а следовательно, могли продавать ее дешевле. Внутри общины, представлявшей собой тяглый мир, налоги распределялись «по животам и промыслам», в зависимости от состояния и платежеспособности отдельной семьи. Богатые платили больше, бедные меньше. В соответствии с таким порядком все члены общины разделялись на три категории: «лучшие», «средние» и «молодшие». Каждая семья имела свое количество паев, на которые и начислялась определенная доля от тягла.
Таким образом, в отличие от официального обложения «по сохам», применявшегося для «развода» по волостям и городским общинам, внутри самой общины налоги «распределялись» по паям. На общинный «оклад» собирались главы семей и после молитвы и присяги на иконе сообщали «по совести», у кого сколько денег, скота, земли, другого имущества. По итогам такой «раскладки», целовальники составляли особый список, который подписывали все члены общины. Собранные деньги отправляли местному воеводе или сразу в Москву. При недоимках к ответу привлекались не сами неплательщики (с которых зачастую и взять было нечего), а ответственные за сбор податей – старосты, «лучшие люди». Они ставились на «правеж». Соборное уложение 1649 г. – повелевал осужденного за долги бить «на правеже безо всякие пощады не для того, что на нем те достальные деньги взять, а для того, чтоб, на то смотря, иным неповадно было так воровать».
Такой процесс взыскания долга мог продолжаться длительное время, так как главным ограничителем здесь являлась стойкость подвергаемого экзекуции. Длительность «правежа» зависела и от искомой суммы долга. Обычно за 100 рублей на правеж ставили на месяц. Но если у должника не оставалось уже ничего из имущества, а долг 69 сохранялся, то в этом случае «Соборное Уложение» 1649 г. устанавливало определенную норму отработки долга: год работы мужчины оценивался в 5 руб., женщины – в 2,5 руб., ребенка – в 2 руб. Получила распространение и такая форма погашения долга, как отдача в «зажив», т.е. должник из посадских попадал в личную зависимость от богатого купца. Выполнение государственных поручений приводило к тому, что некоторые купцы, входящие в высшую категорию, не избежали разорения. В то же время состав высшей категории купечества – «гостей» регулярно пополнялся за счет представителей Гостиной и Суконной сотен, а также посадских людей, разбогатевших на торговле и промыслах. Повышение социального статуса торгового человека, его перевод в высшие разряды купеческого сословия зависели от размеров находящихся в обороте капиталов, значения занимаемой должности и результатов служебной деятельности.
Пожалованные в звание «гостя» обязаны были переехать в Москву. Это касалось также выходцев из «черных» сотен и посадских людей, пожалованных в Гостиную и Суконную сотни. Самым выразительным показателем места торговых людей в общественной иерархии XVII в. служит размер «бесчестья». Этот показатель неодинаков для разных прослоек сословия. Наивысший размер штрафа за бесчестье установлен Соборным Уложением 1649 г. для Строгановых – 100 руб. Далее по нисходящей следуют гости (50 руб.), гостиная сотня (по трем статьям – 10, 15 и 20 руб.), суконная сотня (тоже по статьям 5 – 15 руб.).
Жителям «черных сотен и слобод», а также «лучшим посадским людям» назначено 5-7 руб. Между тем бесчестье крестьянина оценено всего в 1 руб. Таким образом, в России к середине XVII в. окончательно сформировалось сословие торговых людей, обособившееся от других категорий городского и сельского населения. Соборное уложение 1649 г., прикрепившее посадских к тяглу и посадской общине, предоставило им исключительные права на торгово-ремесленную деятельность. Поскольку уже в XVII в. силами одной, даже большой, семьи было трудно поставить крупное торговое предприятие, приходилось прибегать к посторонней помощи, в частности к найму приказчиков и других работников. Сложилась и определенная иерархия наемных работников, верхнюю позицию в которой занимали приказчики.
Они подразделялись на три типа: 1) наемное лицо, работающее за годовое жалование (обычно за 30 руб.) и исполняющее определенные торговые поручения; 2) лицо, берущее на себя ведение хозяйственных дел «из прибыли» (как правило, 50%); 3) компаньон и участник в торговом предприятии, который работал бесплатно и при этом брал на себя письменное обязательство не воровать и не злоупотреблять служебным положением (в этом случае обе стороны объединяли свои капиталы, по окончании операции каждый получал обратно свою часть, прибыль же делилась пополам).
Следующую позицию занимали «сидельцы» – работные люди, которые на известный срок поступали во двор к хозяину, находились в личной зависимости от него; на них обычно делалась «жилая запись» об обязательствах в отношении купца-хозяина. Чаще всего они выполняли обязанности «лавочных сидельцев». Ниже «сидельцев» находились «разносчики», торговавшие не в лавке, а «в разнос» и также на «урочные годы», лично зависимые от хозяина. Самую нижнюю позицию занимали «люди» – работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него (порой дворовых людей покупали у донских казаков).
Подъем городской торговли в XVII в. был обусловлен не только вовлечением в нее тяглового, т.е. платящего государственные налоги, населения посадов, но и активным проникновением на городской рынок жителей «белых» слобод и крестьян. Рост конкуренции со стороны последних вызывал все большее недовольство посадских людей. Поэтому Уложением 1649 г. «пашенные» крестьяне были лишены права заниматься торговой деятельностью в Москве и должны были продать свои заведения посадским жителям. «Белые» слободы были ликвидированы, а их жители вошли в состав посадской общины. Тем не менее крестьяне, пользуясь покровительством своих господ, продолжали вести оптовую и розничную торговлю в городах, тем самым конкурируя с купцами. В целом, этот период деятельность купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Таким образом, торговое население России в XVII в. не представляло единого сословия и активно пополнялось, в основном за счет торгующего крестьянства.