В XVI в. Москва превращается в центр важнейших сухопутных и речных путей России. С образованием единого Русского государства произошли изменения в сложившихся ранее торговых путях. Расширение территории страны, возникновение новых рынков приводили к появлению новых направлений торговых путей, которые, как и старые торговые дороги, все более тяготели к Москве как административному центру страны. Эти пути утрачивали свое самостоятельное значение и становились радиусами, соединяющими столицу с периферией. Ряд торговых путей в XVI в. имел особенно большое значение.
По Москве-реке шел водный путь на Оку и далее на Волгу. Через Стромынку вела дорога на северо-восток в направлении Суздаля. С Тверской улицы начиналась дорога на Тверь и далее на Великий Новгород. Сретенская улица вела на Ярославский тракт, а от Рогожской слободы шел тракт на Казань и Нижний Новгород. Через пригородное село Коломенское шла дорога на юг – в Серпухов и Тулу. Через Арбат и Дорогомилово выходила Можайская дорога в направлении к Смоленску. Все эти дороги разветвлялись далее в целую сеть путей и расходились по всему пространству Русского государства. Основной магистралью между двумя крупнейшими русскими городами – Новгородом и Москвой остается и в XVI в. веке старинная дорога от Москвы до Новгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новгорода к Москве укрепляются экономические связи между этими городами. Несколько важных торговых путей расходились от Новгорода на запад и северо-запад.
По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы по Балтийскому торговому пути. Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову, а дальше к Ивангороду и Нарве, в Ригу, Литву. К Ивангороду шли от Новгорода и другие дороги, минуя Псков по Луге до г. Ямы, через Петровский погост, через Лужский ям. Одна из дорог вела от Новгорода в Холмогоры. Н.М. Карамзин охарактеризовал состояние внешней торговли в России к середине XVI века следующим образом: «Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских.
Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных». Новые перспективы для западноевропейской торговли Русского государства создавались в связи с открытием английскими купцами во главе с Ченслером в 1555 г. Беломорского пути, который еще упоминается как Северный морской путь. В исторической литературе утвердилось мнение об открытии морского пути из Западной Европы в Белое море именно англичанами.
Источники полностью опровергают это мнение. Северный путь в Европу был известен русским людям издавна. По этому пути ещѐ в XII – XV веках ходили новгородские военные экспедиции и русские послы: Григорий Истома, Дмитрий Зайцев, Дмитрий Герасимов и другие русские люди. После открытия Северного морского пути английскими купцами и установления дипломатических контактов между Англией и Россией, в Англии для торговли с Россией и Персией была основана специальная торговая компания, ставшая известной под неофициальным названием «Русская», или «Московская», компания. Компания имела своих агентов в Москве, Вологде и Ярославле, которые изучали российский рынок и определяли перечень товаров, спрос на которые в самой Англии был велик. К таким товарам принадлежали воск, сало, ворвань, лен, обработанная пенька (канаты) и дешевые меха (беличьи, лисьи, куньи).
Посредническая торговля, особенно при участии англичан, а затем и голландцев, способствовала товарообмену с Испанией и другими странами, с которыми не было прямых регулярных торговых отношений у России. В связи с открытием Северного морского пути и утратой позиции России на Балтике в ходе неудачной Ливонской войны особое значение в торговле с Западом для России приобрел Архангельск, построенный в 80-х годах XVI в. в устье Двины. В сентябре 1567 г. Иван Грозный пожаловал «Московской» компании царскую грамоту, значительно расширившую ее прежние права и привилегии. За ней закреплялись дома, приобретенные к тому времени в Москве и других городах. В этих местах допускалась розничная торговля. Англичане получили право транзитной торговли с Шемахой, Бухарой, Самаркандом и другими землями Востока (главным образом с Персией).
Таможенникам запрещалось вскрывать английские тюки. Наконец, только английским судам, принадлежавшим «Московской» компании, предоставлялось право приставать на всем северном побережье (всем чужеземцам, включая англичан, если они не являлись сотрудниками компании, запрещалось причаливать в устьях Северной Двины, Мезени, Колы, Печоры и других привлекательных для торговли местах). Английские купцы основали торговые дома-фактории в Холмогорах, Москве, Ярославле, Казани, Костроме, Нижнем Новгороде, Пскове, Нарве, Юрьеве, Астрахани, то есть практически во всех крупных торговых центрах. Хотя английской «Московской» компании запрещалось заниматься розничной торговлей, она обходила этот запрет, нанимая подставных лиц из числа местных жителей. 1569 год явился «кульминационным пунктом» в истории успехов достигнутых «Московской» компанией у верховной русской власти.
Англичанам удалось добиться новых привилегий: заказывать денежным дворам в Москве, Новгороде и Пскове переделку собственного серебра в русскую монету; завести канатную мануфактуру в Вологде; вести разведку рудных запасов на Вычегде и основать металлургическое производство. Им было разрешено захватывать иностранные корабли, которые попытались бы участвовать в беломорской торговле, с тем, однако, условием, чтобы половину добычи отдавать в царскую казну.
Компанейским англичанам разрешалось заводить конторы и подворья в городах, держать русских работников, «жить везде по своему закону» – право суда и наказания английских подданных переходило к главному агенту компании, русские власти были обязаны оказывать ему содействие в высылке из страны англичан, не принадлежавших к компании. Дело в том, что Иван IV настойчиво добивался самых тесных отношений с Англией, однако его предложение о военно-политическом союзе было отклонено английской королевой. В дальнейшем, сохраняя глубокий интерес к развитию прямых контактов с Москвой, английская сторона продолжала упорствовать в нежелании обременять себя военно-политическими обязательствами.
Поэтому в торговой политике русского правительства постепенно стала просматриваться тенденция к ограничению тех привилегий, которые были дарованы компании. Уже в 70-х гг. XVI в. их торговля ограничивалась собственно русскими городами; поездки в Казань и Астрахань допускались лишь с разрешения царя, что ставило под вопрос торговлю с Персией; торговля разрешалась с уплатой таможенных пошлин, хотя и в половинном размере против других иностранцев и русских торговых людей. Тем не менее, получив значительные торговые преимущества, англичане стали широко торговать с Россией. После 1555 г. они ежегодно в конце мая – начале июня посылали в Россию несколько торговых судов, чтобы к осени вернуться в Англию с русским товаром. В 1570-е гг. компания направляла уже от 6 до 10 кораблей ежегодно. Их якорная стоянка находилась на рейде перед Корельским устьем Двины, а с возведением в 1584 г. порта Архангельска переместилась туда. Кроме собственно торговых складов и поселений англичане начали строить заводы для обработки русского сырья.
В 1557 г. в Холмогорах и Вологде началось строительство канатной мастерской, где работали прибывшие из Лондона мастера. В свою очередь, Россия получила в Англии те же привилегии (в том числе и собственное подворье в Лондоне), но воспользоваться ими не смогла, так как фактически не имела своего морского флота, а английские купцы чинили множество препятствий для привоза русскими купцами собственных товаров в свою страну. Так же в дальнейшем поступали и голландцы. Когда купец Антон Лаптев в конце XVI в. отправился с пушниной в Голландию, его товар там никто не покупал. Он был вынужден ни с чем вернуться в Архангельск, и здесь товар у него купили по той цене, которую он просил в Голландии.
С таким же бойкотом сталкивались и другие купцы, которые пытались сами вывозить свои товары за границу, нанимая иностранные корабли. Помимо английских судов в северные российские порты активно заходили также голландские, датские, норвежские, французские. Например, голландские купцы, торговавшие в устье Двины, пришли сюда на четверть века позже англичан, и тем не менее в 80-е гг. XVI в. они уже фрахтовали примерно такое же количество судов на Двину, что и «Московская» компания.
В июле 1582 г. на Северной Двине находилось девять торговых судов «Московской» компании и шесть голландских. В 1589 г. в Архангельск прибыло в общей сложности 14 судов, из них: 6 голландских и 4 – датских и норвежских. Помимо торговли через Северный морской путь продолжалась торговля и через балтийские города (главным образом через Нарву), а также Новгород и Псков. Однако торговые связи России со странами Запада почти целиком были сосредоточены в руках иностранных купцов. Русские купцы на западноевропейский рынок практически не выходили. Исключение составляли относительно регулярные торговые поездки русских купцов в Стокгольм. В составе ввозимых в Россию английских, голландских, шведских, немецких, датских товаров особое значение имели железо, медь, золото и серебро и изделия из них, ввозились также драгоценные камни, шерстяные и шелковые ткани, одежда и обувь, бумага, домашняя утварь, вина, сахар, чай, пряности и прочие по тому времени деликатесы для потребления знати и богатого купечества.
В то же время вывоз сырья и товаров из нашей страны носил ограниченный характер, поскольку деловые операции русских купцов обычно были невелики по объему, рассчитаны на скорую прибыль, производились на основе обмена, а многие ходовые товары были объявлены государственной монополией – «заповедными» товарами. В число «заповедных» товаров вошли благородные металлы, собольи меха, воск, хлеб (зерно), смола, льняное семя, икра, персидский шелк и ревень. В общем торговом обороте значительная сумма прибыли приходилась на долю царя.
Поэтому многие иностранные купцы считали русского царя главным купцом своей страны. Предоставление привилегий в торговле английским, а позднее и другим иноземным купцам, вызывало недовольство со стороны русских купцов, терпевших от этого большие убытки. Кроме того, иностранные купцы, прежде всего англичане, проникая на внутренний российский рынок, устанавливали контакты со средними и мелкими торговцами и вступали в острую конкурентную борьбу с крупными русскими купцами-оптовиками, снижая тем самым их прибыль.
Под давлением последних во второй половине ХVI в. русское правительство стало осуществлять дифференцированный подход в таможенном обложении. Все торговцы делились на местных, иногородних и «иноземцев», под которыми в таможенных грамотах подразумевались жители не Московской, а других русских земель, находящихся под властью Речи Посполитой и зарубежья. В наименьшем размере пошлины взимались с местных, в наибольшем – с «иноземцев». Так, с русских торговцев пошлины взимались в размере полпроцента от стоимости товара, а с иностранцев – 7 процентов. Кроме западного торгового пути, игравшего в торговле России достаточно важную роль, расширялись и традиционные контакты с восточными странами через южное направление, в котором существовало несколько разветвлений. Одним из главных разветвлений внешней торговли в XVI в. был донской торговый путь. Этим старинным путем можно было из Москвы попасть в Константинополь.
От Москвы караваны шли водой или сухим путем до Коломны и Рязани, а оттуда тремя дорогами – через Михайлов, Ряжск, Старую Рязань – к Воронежу и Дону. По Дону суда следовали до Азова, а затем морем к Константинополю. Общая протяженность пути от Москвы до Азова составляла около 2230 км. На это затрачивалось примерно 55 дней. Кроме донского пути на юг вели также и сухопутные дороги через Белгород, Путивль, Новгород-Северский, Брянск, Калугу. Об этой дороге упоминается в Турецких и Крымских посольских книгах. Торговые люди ездили иногда в Турцию и кружными путями: через литовские земли. Однако большого значения эти торговые пути в XVI в. не получили, так как в этот период отношения с Литвой были натянутые и литовские власти старались не пропускать русских торговых людей через свои земли. Большое развитие во второй половине XVI в. получил Волжский торговый путь. Это произошло в связи с присоединением Казани и Астрахани. Этот путь начинался обычно в Москве, откуда купцы спускались по Москвереке и Оке до Волги.
Водный путь от Москвы до Астрахани продолжался 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда, и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря. Несколько сухопутных дорог вело от Астрахани в Среднюю Азию и Иран. Ввоз в Россию из стран Востока отличался разнообразием товаров. Ввозились многие виды тканей – шелковых (камка, тафта, атлас, бархат и др.) и хлопчатобумажных (бязь, пестрорядь), ковры, шелк-сырец, хлопок, некоторые виды кожи (юфть, сафьян), пряности, изюм, чернослив, миндаль, орехи и сахар, рис, рыба, москательные товары (краски, камедь, квасцы), нефть, употреблявшаяся, главным образом, в качестве растворителя в живописной технике, ладан, мыло, благородные металлы – золото и серебро (в монетах), изделия из них, драгоценные и цветные камни, жемчуг. У Ногайской орды Россия покупала в большом количестве лошадей и в несколько меньшем – овец. Второстепенными объектами русского ввоза с Востока были предметы вооружения и конского снаряжения, военные музыкальные инструменты, посуда.
В пределах России импортные восточные товары распространялись неравномерно: предметы роскоши имели узкий рынок сбыта среди верхушки господствующего класса. Дешевые сорта шелковых материй, хлопчатобумажные ткани, некоторые виды пряностей, краски, квасцы, нефть проникали в различные слои общества. По царским указам, торгом восточные купцы могли заняться лишь после завершения торговых сделок с казной. Но при этом купцам, приезжавшим в Россию с казенным товаром, запрещалась розничная торговля и закупка русских товаров непосредственно у их производителей. Они должны были вступать в торговые сношения с русскими купцами при содействии специально приставленных к ним торговых людей, переводчиков и приставов. Казенная торговля освобождалась от таможенных пошлин, операции же с частными лицами подлежали таможенному обложению. Только в Сибири восточным купцам разрешалось торговать беспошлинно. С русской стороны в торговлю с Востоком было втянуто, прежде всего среднее и мелкое купечество.
Именно оно преобладало в торговых поездках в Крым, Турцию, Иран. Крупные купцы типа Строгановых направляли на Восток своих приказчиков. В целом торговый оборот России с восточными странами был несравненно меньше, чем с западными. В торговле с Востоком, как и с Западом, царская казна располагала преимущественным правом приобретения привозных товаров, ряд товаров находился в ее монопольном владении. Уже в первой половине XVI века вывоз из страны драгоценных металлов – золота и серебра – был сильно затруднен, а во второй половине XVI века – полностью запрещен. Кроме больших транзитных торговых путей существовало множество дорог, имеющих местное значение, связывавших крупные города с мелкими городскими и сельскими пунктами, торгами и торжками. Ценные сведения о внешнеторговых связях России можно получить из многих иностранных источников.
Джон Флетчер, английский посол в Москве в 1588-1589 годах, в книге «О государстве Русском» отмечал, что главными торговыми центрами России являлись Москва, Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда, где вели торг турецкие, персидские, бухарские, грузинские, армянские купцы и представители «христианского мира». Он сообщает и о номенклатуре экспортируемых товаров. Самые крупные поступления в казну приносила прибыль от продажи пушнины на европейских рынках. По данным Флетчера, в 1589 году из России было вывезено мехов на сумму в полмиллиона рублей. Среди пушных товаров он упоминает меха чернобурой лисицы, соболя, рыси, куницы, горностая, белки, бобра, росомахи. Вторым по значимости вывозимым за границу товаром был воск – 10 тысяч пудов, третьим кожа – 30 тысяч штук. Кроме того, вывозили ворвань (жир морского зверя и рыбий жир), икру, лен, пеньку, соль, деготь, слюду и др. Тот же автор отмечает высокие доходы России от внешней торговли. В конце ХVI века чистый доход казны от поступления таможенной пошлины составил 1 430 000 рублей, от других торговых сборов – 800 тысяч рублей. Баланс торговли западных стран с Россией на Балтике и Белом море был в основном пассивным, т.е. стоимость экспорта из России на Запад превышала стоимость импорта в Россию с Запада.
Поэтому наряду с товарами западные купцы ввозили и деньги. В торговле с западноевропейскими купцами участвовали торговые люди многих русских городов и уездов. В одних торговля велась непосредственно, в других скупщики приобретали товар для последующей его продажи иностранным купцам в таких крупных центрах международной торговли, как, например, Архангельск или Новгород. В целом, средневековые пути сообщения были трудны и опасны примитивным состоянием дорог и транспорта. Средневековые путешественники и торговцы предпочитали ездить водой или в зимнее время по сухопутным дорогам. В летнее время, а особенно в периоды распутицы, передвижение было утомительно из-за плохого состояния дорог. Осталось немало воспоминаний о тяжести путешествий по русским дорогам в летнее, весеннее и осеннее время. Так, купец Павел Иовий писал, в конце XVI в. что «путь из Вильны чрез Смоленск до Москвы, в зимнее время, по крепкому льду, превращающемуся от морозов и частой езды в твердый лед, совершается с неимоверной скоростью, зато в летнее время, не иначе можно проехать здесь, как с большим трудом и с чрезвычайными усилиями, потому что тающий от солнца снег образует болота и грязные, непроходимые топи, на которые для проезда настилают с величайшим трудом деревянные гати».
Обязанность строить такие мосты и гати лежала на местном населении. «Мостовщина» была особым видом повинности местного населения в XVI в. Когда через реки не было мостов, переправа осуществлялась примитивным способом, который описывался так: путешественники перебираются через реки «неким своеобразным способом переправы, а именно: нарубают кустарников, связывают их пучками, садятся на них сами, кладут имущество и, таким образом, гребя вниз по реке, относятся к другому берегу. Другие привязывают подобные связки к хвостам лошадей; они, погоняемые бичами, плывут к другому берегу, влекут с собой людей, таким образом, перевозят их». Немало забот для путешественников представляли набеги всевозможных разбойных людей с целью ограбления. Поэтому путешествовать в одиночку было рискованно. Этим в значительной степени объясняется присоединение купцов к дипломатическим посольствам, которые имели достаточно надежную охрану. Посольские дела содержат массу свидетельств о торговых людях в составе иностранных посольств.
Послы и торговцы объединялись в большие караваны, доходящие до 500 судов. Но, несмотря на многочисленность этих караванов, нападения на них и грабежи товаров были очень часты. Документы сохранили многочисленные жалобы купцов на ограбления во время переездов. Русское правительство пыталось организовать на некоторых дорогах постоянную охрану путешественников от разбойных людей. Еще при Василии III Россия совместно с Турцией предпринимает меры для охраны Донского пути. Османский султан послал для «донского бережения три судна с пушками и пищалями». Им навстречу должны были двигаться русские охранные суда. На Волге Иван Грозный держал отряды стрельцов для охраны посольских и торговых караванов. Но, несмотря на все эти меры, нападения на торговые и посольские караваны были очень часты и считались обычным делом на русских средневековых дорогах.
Все перечисленные трудности заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами. Гость XVI в. настолько же купец, насколько и воин; он в равной мере владеет и веслом, и мечом; он настолько же опытен в торге, как и в ратном деле. В целом, внешняя торговля Московского царства в первой половине ХVI века не располагала объективными возможностями динамичного роста ввиду отсутствия выхода к Балтийскому и Черному морям. Поэтому значительная ее часть велась через ярмарки. Четыре месяца в году работала знаменитая в то время ярмарка Холопий городок, находившаяся при слиянии рек Волги и Мологи. Немецкие, польские, литовские, греческие, итальянские, персидские купцы торговали на берегу реки, размещая товары на обширном лугу, окруженном временными постоялыми дворами, которых насчитывалось в иные годы до семидесяти. Торговля была значительной, и в московскую казну поступало в виде дохода ежегодно до 180 пудов серебра. Однако торговля почти всегда происходила в виде натурального обмена, без употребления денег.
В то же время, поскольку русская коммерция в большинстве своем сводилась к натуральному товарообмену, наличные деньги использовались в Московском царстве преимущественно в мелочной торговле. Товар, а не деньги выступал в качестве основной формы капитала. В стране, ввиду острой нехватки денег в обращении, практически отсутствовали коммерческий кредит и банковское дело. Отечественная внешняя торговля без кредитных операций была не в состоянии конкурировать с европейской. Русский купец не имел понятия о коммерческой системе, на которой выросла торговля в Западной Европе. Страхового капитала практически не существовало, лишь в незначительном количестве он поступал из казны или от иностранных банкиров. К концу царствования Ивана IV в устье Северной Двины образовалась международная сезонная ярмарка, которая стала называться Архангельской. Ярмарочная торговля, безусловно, содействовала налаживанию постоянных торговых связей поморского севера, Поволжья и Сибири с центром страны. Так возникали общерусские связи, ведшие к складыванию общерусского рынка, окончательное становление которого произошло в XVII в.