В целях расширения торговли со странами Западной Европы велась Северная война и было начато строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Царь Петр I стремился превратить Петербург в главный порт России. Перенос столицы в Санкт-Петербург должен был означать, что обратного движения на пути начатой «европеизации России» не будет.
В интересах расширения внешней торговли через Балтику и преодоления зависимости от иноземных судовладельцев Петр I приступил к строительству российского торгового флота, поощрял купцов вывозить товары за границу на отечественных кораблях. Изменение направления грузопотоков на внешний рынок, с одной стороны, сулило купцам существенные выгоды, но с другой – Северная война поставила серьезные препятствия в торговле.
В течение всей войны Санкт – Петербургский порт не смог стать серьезным конкурентом Архангельска, хотя русское правительство делало все возможное для активизации внешнеторговых связей через новую столицу. Но ни обещания щедрых наград капитанам первых иностранных судов, которые придут в СанктПетербургский порт, ни обращения к правительствам Англии, Голландии, Дании и других морских держав торговать с Россией через Санкт-Петербург, ни обсуждение проектов выгодных для иностранцев договоров о торговле не принесли результатов. Известны лишь единичные случаи захода иностранных кораблей в Санкт-Петербург в 1703, 1704, 1710 годах, и то после предварительной договоренности со Швецией. Шведские военные корабли не пропускали купцов к российской столице. В 1713 году царь с удовлетворением констатировал прибытие 6 иностранных торговых судов в Санкт-Петербург. Убежденный в том, что полнокровная внешняя торговля ускорила бы развитие северной столицы, увеличила бы приток населения в неѐ, Петр I 31 октября 1713 года издал указ, выполнение которого должно было радикально изменить роль Санкт-Петербурга во внешней торговле России: было запрещено доставлять в Архангельск не только главные товары русского экспорта – пеньку и юфть, но и ряд других, пользовавшихся спросом за границей: икру, клей, поташ, щетину, ревень.
Введенный запрет наносил ощутимый ущерб торговле русских негоциантов. Они должны были отказаться от налаженных путей доставки грузов в Архангельск. Иностранным купцам следование указу также не обещало выгод из-за постоянной угрозы шведского флота. Эта мера вызвала отрицательную реакцию как русских, так и иноземных купцов. Только системой мероприятий (запрещением отпускать отдельные товары «за море» через Архангельск, снижением пошлин в СанктПетербургском порту и повышением их в Архангельском, переселением купцов в новую столицу) правительству, правда, с большим трудом удалось направить товарооборот с Европой через Санкт-Петербург.
Так, если в 1703 году в этот порт, как отмечалось выше, пришел лишь один иностранный корабль, то в 1722 году – 116, а в 1725 году – уже 914 кораблей. В течение 8 лет (1710 – 1718) вывоз товаров из Архангельска увеличился в денежном выражении с 1,3 до 2,3 миллиона рублей, а ввоз – с 142 до 600 тысяч рублей. Из Петербурга в 1718 году было вывезено товаров на 268 590 рублей. Доставлено же было в Петербург товаров в 1718 году на сумму 218 049 рублей. В дальнейшем через Петербург правительство посредством Коммерцколлегии предпринимает усилия по установлению торговых отношений с Италией (1717-1718 гг.), Францией (1723-1726 гг.), Испанией (1725-1726 гг.), куда на средства казны и отдельных купцов снаряжаются корабли с разнообразными товарами. Однако, как установлено в специальной литературе, длительность и трудность морского пути, конкуренция и враждебность со стороны купцов Англии, Голландии, Гамбурга, незнание специфики новых для России рынков, как и отсутствие ряда необходимых условий к их приобретению, в том числе опыта и профессиональных навыков у русских купцов, привели все предприятие к краху.
По словам секретаря прусского посольства И.Фоккеродта, «расходы поглотили весь капитал, имевшие долю в барышах от этой торговли получили немного или ничего». В 1726 г. Коммерцколлегия и Главный магистрат признали, что «оное продолжение к пользе безнадежно». Санкт-Петербург при жизни Петре I так и не стал главным портом России, ее «окном в Европу». Правительство Петра I не только своим примером стремилось привлечь русских купцов к торговле с европейскими странами на своих судах, но и пыталось осуществить комплекс мер, направленных на поощрение и обеспечение подобных предприятий. К ним относилось учреждение торговых представительств и консульств в Амстердаме (1707 г.), Венеции (1711 г.), Гамбурге (1713 г.), Париже (1715 г.), Бреславле и Антверпене (1717 г.), Вене (1718 г.), Нюрнберге (1722 г.), Бордо и Кадиксе (1723 г.), комплектование отечественных судов кадрами шкиперов и матросов, попытки создать постоянно действующую систему заграничного обучения российских купцов, предоставление права беспошлинной покупки кораблей, построенных в России, введение таможенных льгот для купцов, вывозивших товары за рубеж на отечественных судах.
Однако все эти меры оказали слабое влияние на активизацию самостоятельной торговли русских купцов за границей. Организация торговых консульств была подчинена обеспечению главным образом интересов не частной, а казенной торговли за рубежом, а призыв к купцам посылать «на собственном коште» за границу для обучения коммерции своих сыновей и родственников не встретил поддержки в массе купечества как из-за отсутствия свободных средств, необходимости личного участия сыновей в торгах их отцов, так и из-за слабой заинтересованности большинства купцов в заграничном вояже, не связанном с собственной торговой деятельностью.
Несмотря на общий рост значения русских купцов на иностранных рынках, и в конце столетия в Петербурге – главном порте России, по данным таможенных ведомостей, обработанных Б.Н. Мироновым, на их долю приходилось всего 8 – 9% самостоятельного экспорта и 11 – 15% импорта. Обладавшая огромными запасами необходимых Западной Европе товаров, в первую очередь сырья и полуфабрикатов, Россия не имела реальных материальных ресурсов (казенных и купеческих), достаточных, чтобы пробиться на западные рынки сквозь плотные ряды иностранных коммерсантов и их правительств, откровенно враждебно встретивших появление России на берегах Балтики. Характерной организационной особенностью российской внешней торговли было осуществление ввоза и вывоза товаров преимущественно на иностранных, в первую очередь английских, кораблях.
Продажа товаров, как казенных, так и частных, производилась также в основном через купцовкомиссионеров из стран Западной Европы. В первой половине XVIII в. поездки самих купцов в страны Европы, по наблюдению Н.Н.Репина, были редкими. Наряду с морской, Петр I большое внимание уделял и сухопутной торговле. Со странами Западной и Центральной Европы сухопутная торговля велась через Украину. В 1714 году крупный транспорт с казенными сибирскими товарами был отправлен в Польшу и Венгрию. На российском рынке активно действовали купцы из стран Западной Европы (Голландии, Англии, Германии).
Западноевропейские купцы, число которых порой достигало несколько сотен, в своем большинстве были представителями европейских торговых компаний: Русская компания в Лондоне, Гамбургское общество купцов, торгующих с Архангельском, Дирекция московской торговли и ряда других. Внешнеторговые операции составляли основное содержание коммерческой деятельности европейских купцов в России. Ведущим их торговым партнером была государственная казна. Пользуясь ее посредническими услугами иноземные купцы не только продавали, но и закупали российские экспортные товары.
Наряду с иностранными купцами внешнеторговые операции со странами Европы вели отечественные негоцианты, как правило, принадлежавшие к верхушке петербургского и архангельского купечества. По примеру голландской, Ост-Индской и других зарубежных компаний Петр I стремился создавать аналогичные отечественные внешнеторговые компании. В октябре 1699 года его именным указом было разрешено «Московского государства и городовым всяких чинов купецким людям» учреждать торговые компании и торговать так, «как торгуют иных государств торговые люди». Указ способствовал созданию в России ряда торговых компаний для торговли со странами Европы и Азии. Так, в 1711 году петровским указом была создана компания «из торговых людей» по торговле с Китаем. В начале 1720-х годов были созданы аналогичные компании по торговле с Испанией и Португалией.
Однако эти компании вскоре разорились из-за отсутствия желания многих ведущих купцов вступить в число их пайщиков, нехватки вследствие этого капиталов, трудностей проведения внешнеторговых операций и конкуренции со стороны английских, голландских и французских купцов. Торговля с этими государствами осталась в руках российской казны. В петровскую эпоху резко возросло значение государственного регулирования внешней торговли. Этими вопросами ведала образованная в 1715 году Коммерц-коллегия – центральное учреждение в сфере торговли. В ее состав входили не только русские чиновники, но и иностранные советники. Коллегия получала право вести самостоятельные переговоры с иностранцами и заключать с ними контракты.
Ее чиновники регулировали деятельность отечественных внешнеторговых компаний. По регламенту Коммерц-коллегия должна была надзирать за тем, чтобы преобладающая масса товаров, предназначенных на вывоз, монопольно закупались самим государством или специально учрежденными торговыми компаниями и откупшиками. Так, купцам Оконишниковым было передано монопольное право на вывоз за границу льняного семени. Голландские купцы И. Любс и Х. Брант владели правом на скупку и экспорт щетины. Их соотечественники А. Дикс, И. Гутман монополизировали хлебную торговлю. Английский купец К. Гуфтель, представитель английской табачной компании «Tobacco Adveture to Russia» имел лицензию на монополию на ввоз в Россию табака и вывоз товаров, купленных на деньги, полученные от его реализации.
Откупа получали и царские сановники (например, надворный советник П. Ягужинский), наживавшие на внешнеторговых операциях баснословные состояния. В частности, светлейшему князю А.Д. Меньшикову было предоставлено монопольное право вывоза в Европу дегтя, тюленьих шкур и продуктов рыболовства Архангельского побережья. Товары, скупаемые и вывозимые казной и ее уполномоченными лицами, продавались исключительно за полновесную металлическую валюту («ефимки»). Государственные монополии наносили ощутимый урон русским купцам в связи с тем, что товары, пользовавшиеся спросом на внешнем рынке, такие как юфть, деготь, пенька, смола, поташ, конопляное семя, могла сбывать за границу только казна.
Тем самым купечество отстранялось от важнейшего источника накопления капиталов. Правда, Петр I порой отступал от широкой монополизации внешней торговли. Так, в 1717-1719 гг. правительство оставило монополию лишь на «поташ и смольчуг», предоставив торговлю остальными товарами купечеству и откупщикам, а в 1721 году разрешило вольную торговлю лесом во всех портах Балтики (кроме Риги) всем «купецким людям». Вместе с тем, о полном отказе от государственной монополии на внешнеторговую деятельность не было и речи.
Правительство России впоследствии неоднократно объявляло монополию на продажу тех или иных товаров. Так, например, правительство уменьшило выдачу «жалованных грамот», даровавших льготы иностранным купцам. Проводимая Петром I реформа промышленности способствовала не только увеличению торгового оборота, но и существенному качественному изменению структуры внешней торговли России. Во-первых, на ведущее место в составе экспорта вышли промышленные товары. Во-вторых, торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт. Разница между ввозом и вывозом в виде иностранной валюты оседала в российской казне. Развитие ремесленной и мануфактурной промышленности позволило увеличить вывоз железа, льняных тканей, парусины, юфти. Экспортировались и такие товары, как скатерти, салфетки, простыни и др., что свидетельствовало о переходе экономики России и ее внешнеторговой деятельности на новую ступень.
Россия практически обеспечивала Западную Европу парусиной – «двигателем» тогдашнего парусного флота. Уже летом 1721 года в СанктПетербургском порту можно было наблюдать любопытную картину: товаров с иностранных судов выгружалось значительно меньше, чем грузилось на них, а некоторые суда приходили в северную столицу, имея в трюмах лишь балласт. Это объяснялось отчасти тем, что Россия в промышленном развитии настолько продвинулась вперед, что новые мануфактуры были в состоянии обеспечить своей продукцией потребности страны. Безраздельное господство изделий европейских мануфактуристов на внутреннем рынке России уходило в прошлое. Однако товарная масса, приобретаемая в России, все еще была больше той, что ввозилась, поскольку иностранные купцы покупали сырье (лен, пеньку, кожи) либо полуфабрикаты (железо, парусину), а продавали готовые изделия. Они доставляли в Санкт-Петербург шерстяные и шелковые изделия, напитки, кофе, пряности, краски, стекло.
В импорте, как видно из перечня товаров, преобладали предметы роскоши для русской знати. К концу первой четверти ХVIII века изменилась и география внешней торговли России. Если в ХVI – ХVII веках основными покупателями российских товаров были выступали страны Востока, то теперь эти товары стали приобретать Англия, Голландия, немецкие города. В 1725 году стоимость товаров, вывезенных в Западную Европу через три порта (Санкт-Петербург, Ригу, Архангельск), равнялись 4,2 миллиона рублей, а ввезенных – в два раза меньше – 2,1 миллиона рублей, что являлось показателем активного торгового баланса России. В целях развития внешней торговли и для защиты интересов русских купцов в иностранных государствах за границей были учреждены русские консульства, назначением которых являлось оказание содействия проведению двухсторонних внешнеторговых операций. Первое из них было открыто в Амстердаме, затем – в Лондоне, Тулоне, Кадиксе, Лиссабоне.
К концу царствования Петра I русские консулы действовали почти во всех главных городах Европы. Правительство также поощряло деятельность за границей торговых посредников. В области торговли Петр I стремился поставить под контроль государства весь торговый оборот. Он добивался превышения вывоза над ввозом, стремился обеспечить накопление денежного капитала в стране. Меркантилизм Петра проявлялся и в стремлении освободить Россию от посредничества иностранцев, в первую очередь голландцев и англичан, в торговле с Испанией, Францией, Индией, Китаем и другими странами. Вместе с тем, меркантилизм Петра I имел отличительные особенности.
Его экономическая программа не являлась слепым копированием зарубежных идей, а имела самостоятельное направление, отражающее условия и потребности жизни России. В ней отсутствовало характерное для меркантилистов Западной Европы отождествление богатства с деньгами. Царь усматривал богатство в производстве материальных ценностей и считал развитие промышленности основой экономической мощи страны. Забота о притоке денег (правительство не разрешало вывозить за пределы России золото и серебро) для накопления драгоценных металлов и чеканки русской монеты играла существенную роль во внешнеэкономической политике, но не являлась определяющей.
На первое место Петр I ставил решающую роль государства в регулировании экономики. Сделав ставку на развитие мануфактурного производства, Петр I пересмотрел свое отношение к внешнеторговым связям России как важнейшему условию создания промышленно развитого государства. Внешнеторговая политика Петра I была подчинена решению общей задачи подъема производительных сил страны, главным образом промышленности. Наряду с политикой меркантилизма Петр I проводил и политику протекционизма. Размеры таможенных пошлин на заграничные товары ставились в прямую зависимость от способности отечественных предприятий удовлетворить в них потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров производили русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе аналогичных заграничных товаров.
Самая высокая пошлина – три четверти стоимости товара – была установлена на железо, парусину, шелковые ткани, курительные трубки, швейные иглы. Пошлина в половину стоимости взималась с полотна, бархата и т.п. Минимальной пошлиной – 20 и 10 процентов – облагались товары, не производившиеся в России, в первую очередь, промышленное оборудование. На астрономические и хирургические приборы и инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. Товары, вывозившиеся из России в большинстве случаев облагались низкой – трехпроцентной пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, шерстяная и льняная пряжа), на которые была установлена запретительная пошлина.
Для русских купцов пошлина снижалась втрое, если они ввозили или вывозили товары на собственных судах. Новый тариф сначала применялся только в морских портах, а затем был введен и на сухопутной польской границе. Таможенный тариф 1724 г., несомненно, благоприятствовал росту отечественной мануфактурной промышленности. Вместе с тем введение его повлекло за собой два прямо противоположных последствия. С одной стороны, высокие пошлины защищали молодую промышленность России от наплыва на внутренний рынок изделий западноевропейских мануфактур и тем самым помогали ей встать на ноги. Но они же, ограждая российских предпринимателей от конкуренции извне и обрекая промышленность на застой, препятствовали действию стимулов к повышению качества производимой продукции.
А оно не выдерживало сравнения с изделиями западноевропейских мануфактур, имевших за плечами многовековую историю и высокий уровень промышленной культуры. Тем не менее покровительственный тариф, как и монополия на производство ряда изделий, оказали на этапе становления российской промышленности положительное влияние. К подобным мерам прибегали все страны, экономика которых была развита слабее других и нуждалась в мерах государственного покровительства. Но достичь желанной независимости от иностранных государств во внешней торговле Петру I до конца не удалось. На то были многие объективные причины, о которых было рассказано выше. Россия, как уже отмечалось выше, на протяжении всей своей истории претендовала на роль коммерческого посредника между Востоком и Западом.
Одновременно она стремилась вести сколько-нибудь значительную восточную торговлю, несмотря на отмеченную ранее незначительность внешнеторговых оборотов. В целях развития торговли с Востоком царь Петр I, наряду с войной за выход к Балтийскому морю, вел войны с Турцией за выход к Черному морю. Под его командованием состоялись Азовские походы 1695-96 годов. По заключенному в 1700 году Константинопольскому миру к России отошел Азов. В основанную Петром в 1698 году военно-морскую крепость Таганрог были переселены купцы из Москвы и других городов. На торгах Таганрога велась активная торговля с турецкими, персидскими и другими восточными купцами. Однако вследствие неудачного Прутского (1711) похода Петра и потери Азова дальнейшая внешнеторговая деятельность России в Азовско-Черноморском регионе была свернута.
В 1697 году правительство Петра I пошло на дальнейшее развитие торговли с Китаем. В Китай была отправлена торговая миссия под началом И. Идеса. Была продолжена политика сосредоточения торговли с Китаем в руках правительственных чиновников. Управление русско-китайской торговлей было возложено на Сибирский приказ, в распоряжении которого в Москве имелись обширные склады, где сосредотачивалась пушнина со всей России. Там накапливались такие товары, как сукно, кожа, медная и оловянная посуда, хлопчатобумажные ткани, перец, нашатырь – их впоследствии отправляли в Сибирь для обмена на пушнину. Ценнейшие виды пушнины – соболь и чернобурая лисица – были объявлены товарами государственной монополии. Частным купцам запрещалось ими торговать, а имеющиеся у них шкурки должны были сдаваться в казну по твердо установленным ценам.
Государство, кроме того, было держателем сибирской пушнины – главного предмета экспорта. Для отправки частных товаров с караванами купцам необходимо было предварительно запастись пропускными грамотами из Сибирского приказа. Делалось это для того, чтобы слишком большое количество частных товаров не могло составить конкуренции казенным. По правилам, установленным Сибирским приказом, караван в первую очередь должен был осуществить распродажу казенных товаров, и только после этого разрешалась продажа частных. Однако нередко эти правила нарушались. С целью дальнейшего устранения конкуренции казенной торговле Петр I в 1706 году запретил посылать с караванами в Пекин частную пушнину. В свою очередь, китайские власти в целях организации учета и контроля стремились иметь отношения с казенными русскими караванами.
Вместе с тем необходимо отметить, что такая форма ведения коммерческих операций, как казенная караванная торговля, была малоэффективной. Эта казенная торговля обеспечивала потребности императорского двора и высшей знати в дорогих тканях, драгоценных камнях и других предметах роскоши. Вместе с тем товарный ассортимент мог быть расширен за счет изделий и продуктов для массового потребления, но казенная форма товарообмена на это не была рассчитана. Для развития торговли необходимо было развивать частную торговлю. В целях расширения внешнеторговых контактов, расширения экспорта Петр I в 1711 году отменил свой прежний указ, передав часть караванной торговли в частные руки, поощряя при этом расширение ассортимента товаров. Необходимо отметить, что, как и в предыдущие годы, в торговле с Китаем Россия проявляла значительно большую активность. Причина заключалась в изменении экономической жизни России, обусловленной реформами Петра I. Для России главным в развитии отношений с Китаем были экономические факторы, а для Китая – политические.
В Китай поставлялись меха и кожи, а также иностранная серебряная монета и серебряные изделия. Из Китая, как и прежде, ввозились фарфор, драгоценные камни, шелк, золото и серебро в слитках. В интересах купечества расширялись рынки для торговли со странами Азии в Сибири, на Дальнем Востоке, на Каспии. Русско-персидская торговля, которую вели армянские купцы, была сосредоточена в Астрахани. В 1716 году в астраханский порт было доставлено бухарских и персидских товаров на сумму 464 000 рублей, с которой было взыскано свыше 22 500 рублей пошлины. На российском рынке действовали купцы из Восточных стран (Индии, Ирана, Китая, среднеазиатских государств). Петр I замышлял установить связи с Индией, повернув воды Амударьи так, чтобы те, как в древности, вновь потекли в Каспийское море. В 1716 году он послал отряд казаков с целью произвести разведку возможности осуществления данного проекта. Император несмотря на увлечение «узбойским проектом», все же в 1723 году выделяет значительные средства на мадагаскарско-индийскую торговую экспедицию. Внешнеторговым связям России с Востоком, как и в предыдущие годы, мешали постоянные междоусобицы местных приграничных князьков, а также нападения кочевников на торговые караваны.
Таким образом, меркантилистская идеология, приверженцем которой был Петр, требовала активизации торгового баланса и преобладания вывоза над ввозом, протекционизма национальной промышленности, расширения рынков сбыта отечественных товаров, перестройки сложившейся торговых купеческих корпораций и т.п. В условиях окружения молодых растущих капиталистических государств необходимо было создать инфраструктуру, которая могла бы обеспечить существование государства в условиях Нового времени, и эта задача была решена.